Трансплантолог Алексей Щерба — о спасении маленьких пациентов и самых сложных операциях

Жизнь как чудо

Алексей Щерба мог связать свою жизнь с изобразительным искусством — хорошо рисовал карандашом, лепил из глины и пластилина, но лепка и рисунок не отвечали внутренним запросам. Занимался радиоэлектроникой. Увлечение привило педантичность и внимание к деталям, но и этой дорогой не пошел. Отец, хирург-уролог, и мать, фтизиатр, отговаривали сына от медицины — очень уж сложное это дело. Но сложное и новое как раз то, что всегда звало Алексея за собой. По примеру самоотверженного служения родителей пациентам он тоже связал свою жизнь с врачеванием. Иного для себя не желал. Корреспондент «Р» узнала, как обладатель Государственной премии за разработку и внедрение технологий трансплантации органов у детей и взрослых открывает новые возможности хирургии и человека.

«Хирургия — это образ жизни».

Путь самосовершенствования

У заместителя директора МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии Алексея Щербы много задач. В их числе — консультирование пациентов, которые обращаются в центр для экспертного решения. За шансом на выздоровление сюда приходят взрослые и дети, нуждающиеся в сложной хирургии и трансплантации печени, и находят здесь специалистов, которые этот шанс дают.

Чтобы стать экспертом, Алексей Щерба себя не щадил. Личное время и деньги вкладывал в саморазвитие:

Алексей ЩЕРБА — один из ведущих специалистов в нашей стране и СНГ в области гепатобилиарной хирургии и трансплантологии.
— После работы читал медицинские журналы в библиотеке. С появлением интернета черпал информацию из «всемирной паутины». Приобретал дорогие англоязычные книги по хирургии. И теперь читаю вечерами статьи по специальности. Мы постоянно учимся друг у друга. Сначала ты осваиваешь мировые критерии и стандарты, опыт работы других центров, а потом формируется твой способ постановки диагноза, принятия решения, твоя хирургическая техника.

Хирургия — это образ жизни, считает Алексей Щерба:

— Невозможно, сделав операцию, полностью отрешиться от дальнейшей судьбы пациента. Мы приезжаем по экстренному вызову вечерами в центр, приходим на работу в выходные. Меньше внимания уделяешь семье. Но близкие уже настолько привыкли, что, прежде чем спланировать отдых, интересуются, как идут дела у моих пациентов, и тоже им сопереживают. Жена, врач, и сестра, микробиолог, разделяют мои взгляды, дочь продолжила семейную династию и стала врачом-стоматологом.

«Полет на Луну»

Когда среди статей в зарубежных журналах начинающему хирургу Щербе попадались материалы по трансплантологии, пересадки органов казались ему такими же недосягаемыми, как Луна. Тогда он и подумать не мог, что спустя десять лет в этом смысле сам «высадится на Луну». Первая пересадка печени в 2008 году, на которой он ассистировал как хорошо подготовленный для этого гепатобилиарный хирург, вывела нашу медицину на космический уровень. Сегодня трансплантация органов — отлаженный механизм.

— В том же году очередную пересадку печени ныне директор нашего центра Олег Руммо поручил мне. С тех пор мы с ним выполняем самые сложные вмешательства, передаем другим свои знания и умения. Наш коллектив внедрил сложные резекции печени, поджелудочной железы, сопровождающиеся резекцией крупных сосудов, воротной вены, нижней полой вены, печеночной артерии. Мы переделали почти все, что можно, и готовы к технически сложным случаям.

Вызов

Передо мной пациент Алексея Евгеньевича. Мужчина плачет. Михаил Эдуардович вспоминает день своего третьего рождения. Однажды в слезах он вышел из 9-й больницы умирать. Донорская печень, продлившая его жизнь, стремительно угасала. А вместе с ней угасали и его считаные дни. В то утро пациент и врач признали: болезнь пересилила возможности человека и медицины.

— Алексей Евгеньевич попрощался со мной, я прощался с жизнью. Прихожу домой, а тут от него звонок: «Появилась донорская печень, подходит только вам. Приезжайте, сделаем вам трансплантацию еще раз». Сделали — и я живу.

Подобные ситуации для Алексея Евгеньевича — вызов, отвечающий внутренним запросам. Неординарно и сложно:

— Я берусь, когда понимаю, что могу сделать операцию, так как много сложных уже сделал. Начиная вмешательство, казалось бы, в безвыходной ситуации, нужно обладать чутьем и смелостью, чтобы взвешенно и четко через 6—8 часов работы прийти к желаемому результату.

Алексей Щерба делает несколько сложных операций в неделю. На операционном столе сменяются пациенты с заболеваниями поджелудочной железы, печени, желчных протоков, селезенки. Алексей Евгеньевич работает тонко, оценивая степень поражения органов и взвешивая шансы больного.

— Печеночная хирургия сложная и деликатная. Печень выполняет много функций и подвержена многим заболеваниям. Здесь путь к успеху лежит через знание анатомии, физиологии, хирургии, диагностики и смежных специальностей. Философия хирургии печени — это философия аккуратности и терпения, построенная на системных знаниях. Важно все выполнять настолько безошибочно, насколько это вообще возможно.

Во время операции хирург балансирует между надеждой и временным ощущением бессилия:

— Бывает, во время операции понимаю,что она практически невыполнима, но не могу себе позволить остановиться. Наш коллектив делает порой запредельно сложную хирургию. Без страха и усталости мы с коллегами боремся за пациента, поддерживая друг друга. Хладнокровно и терпеливо оперируем часто до 12 часов, подчас меняя стратегическое решение. И ситуация, которая виделась еще недавно непоправимой, через два-три часа выравнивается, ты понимаешь: вот теперь все получится. А значит, стоило ввязаться в бой. Ведь каждая удачная операция — это чья-то жизнь.

Три жизни на весах

Алексею Евгеньевичу сообщают, что констатировали донора. Одна из претенденток на донорскую печень — пациентка с циррозом печени и тяжелой полиорганной недостаточностью. Но ее состояние критическое. Муж надеется на чудо. Анестезиологи-реаниматологи, хирурги собираются на консилиум. Вывод врачей горький: пациентка за гранью возможностей медицины и положительного результата.

На другой чаше весов — жизнь печени донора и еще одного реципиента. Неверное решение — и можно потерять двоих пациентов и донорский орган. Алексей Евгеньевич и его коллеги постоянно под давлением выбора. На консилиуме, обходе, в операционной и даже дома, когда придумывает себе «кошмар», наихудшие возможные варианты развития предстоящего вмешательства и выходы из них.

— Тяжелая операция и послеоперационный период как стихия. Человек не может ей противостоять, если у него низкий функциональный резерв. И тогда из опыта говорю пациенту, что лучше вам провести полгода-год с детьми и не подвергать себя необоснованному риску.

Детский доктор

«Золотые руки, чуткое сердце, большая душа, острый ум» — так отзываются об Алексее Евгеньевиче те, кого он вылечил. Врач, спасший жизнь, для благодарного пациента, пожалуй, первый после Бога. У Алексея Щербы тоже есть особо запомнившиеся больные, которые прошли через большое количество осложнений, часто неизбежных при сложной хирургии. И, конечно, дети.

Алексей Евгеньевич перекидывает листы необычного настольного календаря. Каждый месяц предваряет фото маленького пациента. Благодаря врачам центра эти дети и сегодня перелистывают календарь своей жизни, открывая в нем новые странички. А ведь еще несколько лет назад болезнь, казавшаяся неизлечимой, отрывала в численнике их судьбы последний день.

— Очень приятно, что мы смогли им помочь. Это наша гордость и забота. Мы ведем этих пациентов с педиатрами поликлиник и стационаров.

Среди наград доктора Щербы самые для него ценные — грамота за выполнение первой трансплантации печени в 2008 году и Государственная премия в 2017 году. Но воюет он с болезнями не ради медалей. Просто иначе свою жизнь не представляет. Главная награда для Алексея Евгеньевича — счастливые глаза пациентов, поддержка коллег и семьи.

— Прогресс в нашем здравоохранении держится на людях, на их профессионализме, идейности и преданности делу, — говорит с энтузиазмом Алексей Евгеньевич. — Если бы только ради зарплаты, ничего бы не произошло.

Сложнейшие операции произошли и происходят. В центре принимаются судьбоносные управленческие решения. Неимоверными усилиями Алексей Щерба и его коллеги побеждают чью-то смерть. И каждая такая победа покрывает множество лишений и вдохновляет на новые свершения.

kasiyakova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter