Жизнь и «Витязь»

Рабочая поездка Президента в Витебскую область
Рабочая поездка Президента в Витебскую область

Когда в 1976 году было принято решение открыть в Витебске производство цветных телевизоров, встал вопрос о названии для нового завода и его продукции. История не сохранила имени того человека, который первым предложил выпускать телевизоры «Витязь», обратив внимание на некоторую созвучность этого слова с названием города. Однако идея оказалась в высшей степени удачной. Сегодня брэнд «Витязь» знает, наверное, каждый житель одной шестой части суши, как когда–то говорили о СССР. Вчера Александр Лукашенко спустя почти семь лет после последнего посещения снова побывал на телевизионном заводе в Витебске и отметил произошедшие здесь за прошедшее время глобальные перемены.

Стойкий характер русского былинного героя как будто передался самому заводу. По крайней мере, «Витязь» выжил в то время, когда многие другие советские предприятия этой отрасли не вынесли испытания свободным рынком. Благодаря государственной поддержке сегодня, когда телевизионная отрасль во всем мире переживает не лучшие времена, «Витязь» способен собственными силами бороться за место на рынке. Для этого здесь осваивают новые экономические приемы. Так, вчерашнее посещение завода Александр Лукашенко начал с цеха по производству... стройматериалов.

Если проанализировать структуру бизнеса гигантов отрасли, то выяснится на первый взгляд неожиданная вещь: «Самсунг», «Томпсон», LG, «Дэу» давно уже не зацикливаются на производстве телевизоров в частности и бытовой техники вообще. Эти компании можно обнаружить и в нефтехимии, и в телекоммуникациях, и в строительстве, и в других сферах приложения капитала. Рыба, как известно, ищет, где глубже, а бизнесмен — где выгоднее. Рентабельность же телевизионного производства сегодня крайне низкая. Конкурировать с Китаем, где рабочая сила по меркам остального мира практически бесплатная, очень тяжело. Китайские заводы выпускают сегодня в 90 раз больше телевизоров, чем вся Япония, в 60 раз больше, чем весь Евросоюз. Беларусь по–прежнему держится в десятке ведущих мировых производителей телевизоров, однако только за счет этой продукции, уверены на «Витязе», не выжить.

Начальник участка стройматериалов Аркадий Чистяков рассказывает мне, что идея заняться стройматериалами родилась едва ли не случайно. На завод поступали кинескопы, массивную упаковку приходилось выбрасывать, пока не появилась блестящая, как показала практика, идея делать из нее утеплитель для зданий. Производство постепенно расширялось, «Витязь» занялся производством других стройматериалов. В прошлом году их доля в общем объеме продукции составила 2 процента, в этом — планируется 4, а с введением новой линии может достичь и 20. Это прибыльно. Точно так же оказалось выгодно пробурить собственную скважину для получения воды, построить свою мини–ТЭЦ — ее электроэнергия обходится в 5 раз дешевле, чем из городской сети. Занимается телезавод медицинским оборудованием, мебелью, выращивает в теплицах овощи.

Президент похвалил руководство «Витязя» за предприимчивость, сказал, что другие предприятия отрасли должны принять этот метод на вооружение. Тем не менее, обращаясь к гендиректору Валерию Никифорову, он заметил: «Нельзя ни в коем случае погубить то, ради чего создавался завод». Чуть позже он развил свою мысль о необходимости сохранить в Беларуси телевизионное производство, отвечая на вопросы журналистов.

О господдержке телевизионного производства

— Попытка сохранить телевизионное производство — это в первую очередь попытка сохранить, если так можно выразиться, интеллект нации. Это все–таки высокие технологии. Телевизоры — это финишная продукция целой отрасли. Нельзя сказать, что мы просто пытаемся сохранить рабочие места. Сегодня не проблема трудоустроить тысячу, даже десять тысяч человек — рабочие руки требуются везде. Но время «халявы» закончилось. Это касается «Витязя» и прежде всего «Горизонта». Надо самим думать, как жить без государственной соски.

Об освобождении осужденных

— Я принял принципиальное решение о судьбе так называемых «политических заключенных». Это решение было принято в соответствии с Конституцией, с нашим законодательством. У нас, кстати, нет политических статей, и все эти люди были осуждены по конкретным уголовным делам. Но, видимо, такова демократия на Западе: они считают, что в работу их судебной системы нельзя вмешиваться, а в работу нашей можно.

О «карте поляка»

— Был подобный исторический прецедент. В свое время, по–моему, венгры решили ввести подобную карту. В соседних государствах это расценили как попытку дестабилизировать обстановку. Была соответствующая реакция западных стран. И тогда венгры отказались от этого. Где же эта реакция сегодня?

Вот я еще о чем подумал. И наш МИД, и журналисты начали плакаться по поводу некоторых нехороших шагов Польши. Таких шагов за последнее время было предостаточно. Давайте прекратим плакаться, а выработаем соответствующие меры противодействия, коль цивилизованный Запад не хочет этого замечать и не хочет помочь Беларуси.

О неформальном саммите СНГ

— Это будет специфический саммит. Вы знаете, что Президент России Владимир Путин уходит с этого поста. Поэтому главное, наверное, все–таки будет, что мы встретимся, обсудим некоторые насущные вопросы, ближе познакомимся с кандидатами на пост президента России. На неформальном саммите любой глава государства может задать вопрос, провести двусторонние переговоры. У нас есть очень много тем для переговоров с Туркменистаном, Казахстаном, Россией. Энергетика, общий рынок — для нас это очень важные проблемы.

Витебск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter