Благодаря «СБ. Беларусь сегодня» могилевчанка узнала о судьбе родственника-партизана, пропавшего без вести

Жизнь и судьба семьи Деревяшкиных

Более 75 лет назад, в разгар Великой Отечественной войны, в деревне Головчин Белыничского района подросток Валентин Деревяшкин с оружием в руках под покровом ночи ушел из дома вместе с незнакомыми мужчинами. И долгие годы скупое «пропал без вести» в семьях, принадлежащих роду Деревяшкиных, ассоциировалось с племянником и братом Валей. Многие так и отошли в мир иной, ничего о его судьбе не зная. 


За свою долгую жизнь могилевчанка Александра Борисовна Другомилова привыкла выписывать и читать газеты. Будучи подписчицей «СБ. Беларусь сегодня», обратила внимание на статью «О чем рассказал партизанский дневник» в номере от 28 мая 2019 года. Пробежав разговор корреспондента «СБ» с Вячеславом Борщевским — одним из авторов сборника «Острова памяти» о судьбе бойцов партизанского отряда специального назначения «Славный» и взаимодействовавших с ним диверсионных групп, могилевчанка на какое-то мгновение не поверила глазам своим. Еще раз и еще чуть ли не по слогам медленно перечитывала фамилию, имя и отчество: поисковик-энтузиаст рассказывал, в частности, о том, что 16-летний партизан Валентин Иванович Деревяшкин похоронен в деревне Маковье, и выражал надежду, что откликнутся родственники погибшего бойца. 

— Когда поняла, что и имя, и отчество, и год рождения сходятся, испытала множество эмоций, — Александра Борисовна позвонила в редакцию «СБ» и попросила связать ее с Вячеславом Борщевским, чтобы сопоставить факты.

— Да, это действительно оказался мой двоюродный брат Валентин Деревяшкин! — радуется Александра Другомилова. — Выяснилось, что он был подрывником в диверсионной группе «Истребитель», примкнувшей к отряду «Славный». Погиб 30 ноября 1943 года и похоронен в Осиповичском районе. Это же совсем рядом, а мы все годы ничего не знали о его судьбе! Мне трудно выразить словами благодарность людям, которые через 75 лет вернули из небытия имя моего двоюродного брата. Жаль, что моя мама и тетя не дожили до этого радостного дня. 

Александра Другомилова.
Фото Марии Ласточкиной.

Родители юного бойца Иван и Прасковья Деревяшкины были активными участниками могилевского подполья. Иван славился своей предприимчивостью и находчивостью: еще до войны, во времена НЭПа, он открыл в Головчине сыродельное производство и возил продукцию на продажу в Белыничи, потом работал заведующим столовой на шелковой фабрике. 

— С первых дней оккупации дядя Иван не сидел сложа руки, — делится подробностями Александра Другомилова. — Многих военнопленных он спас из концлагеря, который располагался в Луполово. Немцы были шокированы огромным количеством пленных, поэтому первое время отпускали всех, если за ними приходили родственники или даже знакомые. Тогда этой поблажкой воспользовались местные жители и спасли от гибели многих советских солдат. Иван собирал одежду и обувь для военнопленных, заезжал с этой целью и в Головчин. А позже он вместе с женой Прасковьей вступил в могилевское подполье. 

Родители Валентина Деревяшкина (крайние справа) также были подпольщиками.

Из рассказов своей мамы и тети Александра Борисовна знает, что родителей парня арестовали фашисты, а Валентину по счастливой случайности удалось спастись. Когда немцы вломились в дом, он затаился между стеной и открытой входной дверью. Его то ли не заметили, то ли цель была взять только взрослых. 
Памятник бойцам отряда «Истребитель» находится на партизанском кладбище в урочище Рассоха в 2 километрах от сожженной фашистами деревни Маковье.
Супругов Деревяшкиных после ареста какое-то время содержали в могилевской тюрьме. Однажды, а было это перед Пасхой 1943 года, тетя Поля понесла им передачу. Полицай забрал ее и вскоре вернул ту же посуду, но пустую. Ей это показалось подозрительным. На следующий день у ворот тюрьмы дежурил немец, он взял передачу и скрылся за воротами. Но через несколько минут вернулся и, передавая узелок, коротко бросил: «Еrschossen», что значит «расстреляны»… Как потом стало известно, в те сутки фашисты уничтожили практически всех заключенных. Вот только место, где захоронены их останки, до сих пор неизвестно. По сей день существует несколько версий: в числе возможных — Казимировский лес или окрестности возле Николаевской криницы. 

Оставаться в Васильевке Валентину было небезопасно: в деревне жила семья полицая, ходило много немецких патрулей, ведь рядом находилась железнодорожная станция Лотва. На семейном совете приняли решение, и мать Александры Другомиловой Елизавета отвела Валю к родственникам в Головчин — это была большая деревня, там можно было затеряться. Спустя некоторое время именно оттуда Валентин и ушел в ночь с неизвестными мужчинами.

— Я хорошо помню, как в деревню Васильевка в 25 километрах от областного центра, где мы с мамой жили в войну в доме у бабушки по отцовской линии, кто-то привел Валентина, — вспоминает Александра Борисовна. — Но как он выглядел, стерлось из памяти: мне ведь было около пяти лет, когда я в последний раз его видела. На всю жизнь запомнила, как Валя вслед за моей мамой выходил из дома, а по стене в слабом огоньке керосинки мелькнула его тень. В семейном альбоме храню две его детские фотографии.

У Деревяшкиных был еще старший сын Евгений. Он окончил танковое училище, с первых дней войны находился на фронте. Правда, недолго. Родственники рассказывали, что на него пришла похоронка: «Ваш сын Евгений Деревяшкин погиб 26 августа 1942 года, похоронен в братской могиле в селе Молдавановка Туапсинского района».

Мария ЛАСТОЧКИНА.

Могилев.
Документальные истории о партизанах — ваших родственниках, близких, земляках вы можете найти на интернет-портале «Партизаны Беларуси» — специальном проекте издательского дома «Беларусь сегодня» и Национального архива Беларуси.
Имена на обелисках

Вячеслав Борщевский и его единомышленники продолжают устанавливать имена и места захоронения павших партизан. Выяснить, где похоронили Валентина Деревяшкина, не удавалось достаточно долго, так как фамилия его в отрядной документации местами значилась неправильно: «Деревяжкин». Могилу бойца отыскали, когда разобрались с разночтениями в написании. 

— Когда позвонила Александра Другомилова, мы обрадовались: вот он, конкретный результат нашей работы — помогли людям выяснить судьбу родственника, его московская родня приедет на могилу, — радуется Вячеслав Борщевский. — Валентин Деревяшкин — больше не пропавший без вести!

Установлены имена и судьбы других подрывников группы «Истребитель», погибших в 1943 — 1944 годах во время «рельсовой войны» (из отряда не уцелел практически никто). Вячеслав Борщевский просит откликнуться их возможных родственников:

1. Командир группы — гвардии лейтенант Корнилов Николай Васильевич, 1919 г.р., русский, погиб 30.11.1943 г.

2. Гвардии красноармеец минер Бабушкин Валентин Максимович, 1923 г.р., белорус, убит 17.04.1944 г., похоронен в Красной Горке.

3. Гвардии ефрейтор минер Князен Иван Ефимович, 1909 г.р., белорус, убит 17.04.1944 г. (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года награжден медалью «За отвагу» посмертно).

4. Гвардии ефрейтор минер Зюлин Павел Акимович, 1914 г.р., белорус, убит 17.04.1944 г., похоронен на ст. Фаниполь.

5. Гвардии ефрейтор минер Сибиряков Николай Васильевич, 1909 г.р., хакас, убит 23.09.1943 г., подорвался на мине.

6. Гвардии красноармеец минер Гульков Виктор Иванович, 1914 г.р., русский, погиб 29.02.1944 г., похоронен в д. Маковье.

7. Гвардии младший сержант командир 2-го отделения Бессонов Ефим Ильич, 1903 г.р., погиб 19.11.1943 г., похоронен в д. Маковье.

8. Сержант подрывник Символоков Петр Андреевич, 1923 г.р., русский, в отряде с 4.08.1943 г., погиб 9.07.1944 г. в Налибокской пуще, в д. Клетище.

9. Рядовой подрывник Лутов Прокофий Федотович, 1913 г.р., белорус, в отряде с 23.09.1943 г., погиб 30.11.1943 г. в д. Маковье.

10. Рядовой подрывник Еркович Иван Ефимович, 1908 г.р., белорус, в отряде с 1.10.1943 г., погиб 30.11.1943 г. в д. Маковье.

11. Рядовой подрывник Баразна Михаил Петрович, 1908 г.р., белорус, место рождения д. Бринзаловичи, Липенский с/с Осиповичского района, 22.02.1944 г. бежал из полиции, погиб 5.07.1944 г.
Спецгруппа подрывников за время пребывания в тылу противника совершила 47 диверсий. На железной дороге было взорвано 45 поездов, в том числе 1 бронепоезд, подбито 42 паровоза, 1 бронированный паровоз, 2 броневагона, повреждено 185 вагонов, 52 платформы и 2 специальные машины-миноискателя. На шоссейных дорогах подорвано 4 автомашины, 1 мотоцикл и 1 подвода. В результате диверсий бойцов «Истребителя» и открытых боев враг понес серьезный урон в живой силе: партизаны уничтожили около 1.300 фашистов, ранения получили 1.350 гитлеровцев.
ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter