Читатели обратились в редакцию с просьбой уточнить место захоронения родственника, погибшего на подступах к Берлину за считанные дни до Победы

Жизнь и судьба Миши и Евы

Историю семьи Михаила и Евы Достанко из деревни Юшковичи Любанского района рассказал на страницах «НГ» в номере за 5 июля 2019 года журналист Владимир Быченя. Он прочел более полсотни фронтовых писем, которые сегодня хранятся в Солигорском краеведческом музее. Среди них — солдатские треугольники Михаила Достанко. До глубины души трогают пожелтевшие от времени листы, наполненные заботой о родных и огромным желанием окончания войны. Несмотря на то что после трагической гибели красноармейца на подступах к Берлину прошло уже 75 лет, его родные — племянница Татьяна Антаневич и ее мама Тамара Достанко — говорят о Михаиле со слезами на глазах. В своем письме в редакцию они рассказали о своих чувствах, которые испытывают, собирая все эти годы по крупицам информацию о нем. Корреспондент «НГ» встретилась с родственниками Михаила Достанко и помогла им восстановить его боевой путь.

Солдатский треугольник Михаила Достанко.

Тамара Макаровна и Татьяна Григорьевна живут в Минске. Вот уже несколько десятилетий восстанавливают историю своей семьи. Уверены, знать и помнить об отцах и дедах, которые ценой жизни ковали Великую Победу, они просто обязаны. Это благодарность потомков за свободу и мирное небо.

— О Михаиле знаю из рассказов его отца, моего свекра Алексея Петровича, — говорит Тамара Макаровна. — Он прожил без малого девяносто лет. В последние годы часто вспоминал сына, который героически погиб в Берлине. Хранил письмо, написанное Мишей в марте 1945-го, берег его фотографии и извещение о гибели.

Женщина аккуратно раскладывает письма на столе. Дрожащим голосом перечитывает каждое: 

«3 марта 1945 года.

Привет из Восточной Пруссии. Ответное письмо братьям Грише и Андрюше, сестрам Саше и Жене, отцу и жене Еве. Шлю вам горячий фронтовой привет и с наилучшими пожеланиями успехов в вашей молодой жизни. Я еще пока жив и здоров, чего и вам желаю. Дорогие, благодарен, что вы меня не забываете и даете ответ на мои письма. Пишете свои новости, которыми очень интересуюсь. Если останусь жив, этого никогда не забуду. Гриша, учись хорошо писать, без ошибок. Немцы вблизи Балтийского моря — пятнадцать километров.

До свидания. Передавайте привет всем нашим родным. Сегодня нахожусь в горячем бою. Крепко жму ваши руки».

Отец Михаила рассказывал своей невестке, каким добрым был его старший сын. Тамара Макаровна берет в руки портрет Миши. Запечатленный на фото до войны девятнадцатилетний парень со светлыми волосами и ясными глазами не мог догадываться, какие испытания его ждут впереди. Когда родные получили похоронку, долго не могли с этим смириться. Отец хотел найти место захоронения сына и съездить туда.

Начиная с 1990 года семья Достанко обращалась во множество инстанций с запросами о местонахождении могилы Михаила, но вразумительных ответов получить не удалось. В одном из официальных писем была информация, что рядовой Достанко не значится погибшим и захороненным в Германии. Спустя время все же пришел ответ, что он «похоронен в Берлине, пригород Темпельгоф, 400-й метр южнее отметки 63.0».

Племянница красноармейца Михаила Достанко Татьяна Антаневич и ее мама Тамара Достанко.

О захоронении Михаила упоминается и в письме в деревню Юшковичи, которое написали его боевые товарищи:

«6/5/45-го.

Привет из Берлина.

Письмо пишет Мишин друг, верный товарищ, с которым кушали, спали и вместе били немцев. Немецкий снаряд попал ему в голову, и его убило. Потеряли мы своего товарища верного, который сражался за Родину. Ева, мы его похоронили в городе Берлине. Он попросил меня написать тебе письмо и сказать о его гибели».

Семья Достанко и сейчас не теряет надежды побывать на могиле родственника. «Но у нас есть сомнение: вдруг дядю Мишу перезахоронили в братскую могилу? — спрашивает Татьяна Григорьевна. — Хотелось бы знать род войск, где он служил. Ведь ни в одном его письме об этом не сказано».

Благодаря военному информационному порталу Мин­обороны (mil.by) и объединенному банку данных ­«Мемориал» корреспондент «НГ» разыскала информацию о красноармей­це Михаиле Алексеевиче Достанко: «1922 года рождения. Был призван в ряды Красной Армии в июле 1944 года. ­Служил в 133-м гвардейском армейском минометном полку ­28-й армии. Убит 28 апреля 1945 года».

Эти сведения помогли уточнить место захоронения красноармейца. Из источника pamyat-naroda.ru стало известно, что гвардии рядовой Михаил Достанко действительно «захоронен в Берлине, пригород Темпельгоф, 400-й метр южнее отметки 63.0».

Чтобы восстановить боевой путь красноармейца, мы обратились к порталу pobeda1945.su. По его данным, полк, в котором служил Михаил Достанко, принимал участие в наступательной операции «Багратион», освобождал Барановичи. Затем форсировал реку Западный Буг и пересекал государственную границу СССР. В составе 3-го Белорусского фронта 28-я армия участвовала в наступлении в Восточной Пруссии, овладела побережьем Балтийского моря юго-западнее Кенигсберга (ныне Калининград). В апреле 1945-го, войдя в состав 1-го Украинского фронта, армия участвовала в Берлинской операции. Вместе с третьей гвардейской танковой армией штурмовала Берлин. 

Сопоставив события с датой гибели Михаила Достанко, получается, что красноармеец погиб за два дня до взятия Рейхстага. Михаил чувствовал, что Победа уже близко. Верой в окончание войны пронизаны его письма домой. Вот что он писал своей жене 26 апреля 1945 года, за два дня до гибели:

«Дорогая Ева! Выпало на мою долю мстить немцам в Берлине. Уверен, что город падет на днях. И победа будет нашей.

Пару слов про жизнь наших врагов. Если бы ты посмотрела, как они живут, то ты бы сказала: жить и жить... Эти убийцы навязали войну и потеряли тысячи жизней за свои злодеяния. В жарких боях освобождал я тысячи советских людей, угнанных на каторжные работы. Крепко целую несколько раз! Твой муж Михаил Алексеевич Достанко».
Письма с фронта — документальные свидетельства вой­ны. В них — подтверждение беспримерного подвига героев, которые, не щадя своей жизни, сокрушили гитлеровский фашизм. Семья Достанко хранит дорогие сердцу письма-треугольники еще и как образец теплоты и любви во взаимоотношениях друг с другом. Сколько в них надежды и желания жить! Племянница Михаила Алексеевича мечтает собрать эпизоды фронтовых будней дяди-героя под обложкой большой семейной иллюстрированной книги, которую внуки и правнуки будут передавать из поколения в поколение как реликвию. Верим, что мечта Татьяны Григорьевны обязательно сбудется.
kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter