Жизнь и смерть адмирала Канариса

Вокруг адмирала Канариса, одной из самых таинственных фигур "третьего рейха", создано немало легенд.
Вокруг адмирала Канариса, одной из самых таинственных фигур "третьего рейха", создано немало легенд. Одни называют его ярым пособником нацистов, приложившим немало усилий для подготовки фашистской агрессии. Другие считают его непримиримым противником нацизма и чуть ли не руководителем заговора против Гитлера.

Но в действительности фигура Канариса гораздо сложнее, его жизненный путь извилист, а ходы иногда загадочны и не всегда однозначны.

Свою военную карьеру Канарис начал в 1905 году, поступив в кадетскую школу императорского флота в Киле. После двух лет обучения он получил назначение на крейсер "Бремен", где через год стал лейтенантом и адъютантом командира корабля. Первое плавание Канарис провел у берегов Южной Америки, где "Бремен" защищал интересы местных немецких колонистов. Именно тогда началось становление Канариса-разведчика. Об успехах Канариса на этом поприще говорит факт награждения его боливийским орденом.

Вернувшись в Германию, Канарис получил назначение на крейсер "Дрезден", который в 1912 году отправился к берегам Турции, а затем в Латинскую Америку. Там его застала первая мировая война, и "Дрезден" присоединился к эскадре адмирала Шпее. Вместе с ней крейсер участвовал в сражении при Коронеле, где немцы победили англичан. Однако успех был недолог. Вскоре эскадра Шпее была разгромлена, а спасшийся бегством "Дрезден" в марте 1915 года был настигнут у берегов Чили английским крейсером "Глазго" и потоплен.

Команда "Дрездена" была интернирована на крохотный островок в Тихом океане, и капитан крейсера решил тайно отправить в Германию Канариса, дабы тот доложил о случившемся. Канарис успешно справился с заданием, что подтолкнуло его начальство к мысли использовать его как разведчика. В 1916 году он был направлен в Испанию с задачей установить наблюдение за английской военно-морской базой в Гибралтаре. Однако со своей миссией Канарис не справился. Более того, немецкой разведке с большим трудом удалось спасти его от неминуемого ареста и виселицы. Так что неудивительно, что после этого он 2 года преподавал в военно-морских школах и лишь весной 1918 года получил назначение на подводную лодку.

После поражения кайзеровской Германии в первой мировой войне Канарис стал офицером Веймарской республики. Официально он тянул лямку кадрового офицера - служил на крейсере "Берлин", в штабе начальника управления военного министерства, на крейсере "Силезия", в штабе эскадры в Северном море, командиром крейсера "Силезия" и, наконец, командиром береговой охраны в Свенемюнде. Но это была только видимая сторона его деятельности. Гораздо важнее была сторона другая, которую он старался не афишировать. Так, Канарис активно участвовал в создании германского военно-морского и подводного флота, запрещенного по условиям Версальского мира. Например, сохранилось письмо руководителя военно-морского отдела Ломана директору Германского заморского банка, датированное октябрем 1926 года, с просьбой финансировать поездку Канариса в Испанию для переговоров о размещении на испанских заводах заказа на строительство подводных лодок. А в 1924 году он с такими же целями совершил поездку в Токио.

Не забывал Канарис и своих старых друзей из разведки. Например, он очень много сделал для поддержания контактов между спецслужбами Германии и Испании, где у него со времен первой мировой войны оставались большие связи. Кроме того, он поддерживал дружеские отношения с участниками подавления революционных выступлений в Германии в 1918 году, многие из которых стали членами национал-социалистской партии. Поэтому не стоит удивляться тому, что после прихода Гитлера к власти карьера Канариса не только не закатилась, а, наоборот, стремительно пошла вверх.

Назначению Канариса на должность главы абвера предшествовал скандал, связанный с разоблачением польского разведчика Сосновского, которому удалось выкрасть из генерального штаба вермахта множество секретных документов. В результате руководитель абвера капитан 1-го ранга Патциг был немедленно снят с должности. Вот тогда и пригодились многочисленные связи Канариса с могущественными людьми рейха. Перед назначением Канариса на новую должность Гитлер затребовал его характеристику, но не у флотского начальства, а у военного министра. В этой характеристике, датированной ноябрем 1933 года, рекомендовалось "использовать Канариса на командных должностях, где требуется острая наблюдательность и искусство дипломатического лавирования, а также на должностях, где мог бы быть полезен его широкий кругозор". Приказ о назначении Канариса начальником абвера был подписан 1января 1935 года. А когда он 5 января первый раз перешагнул порог серого здания на улице Терпицуфер, у него уже был план полной реорганизации абвера.

До Канариса абвер (в переводе с немецкого "отпор", "защита") представлял собой небольшой отдел военного министерства, который состоял из двух секторов - "Восток" и "Запад" - и имел своих представителей в военных округах. Его задачей был сбор информации об иностранных армиях и борьба со шпионажем, направленным против вермахта. Общее число сотрудников абвера составляло примерно 40 человек. С приходом Канариса абвер стал быстро разрастаться. Уже через три года он превратился в огромное управление, только центральный аппарат которого насчитывал около 4 тысяч сотрудников. Но это не являлось главным. Была изменена сама структура управления - после реорганизации в абвере было уже 4 оперативных отдела. Кроме того, абвер имел в своем составе центральный отдел и штаб (начальник - генерал-майор Г.Остер), шифровальную службу, хозяйственное и другие подразделения.

Но самое главное, построенный Канарисом разведывательный механизм был направлен в первую очередь на поддержание агрессивных устремлений вермахта. Об этом говорит и тот факт, что в абвере появились не только диверсионные подразделения, но и собственные боевые части. Это была созданная 15 сентября 1939 года "учебная строительная рота N 800 для особых поручений", развернутая в 1942 году в дивизию "Бранденбург".

Агрессивная сущность абвера проявилась уже во время гражданской войны в Испании. Тогда люди Канариса приложили максимум усилий для того, чтобы победу одержал генерал Франко. Велико участие Канариса и в провокации в Глейвице, давшей повод Германии объявить войну Польше. Большую роль сыграл абвер и в захвате Бельгии, Голландии, Франции и Норвегии.

Однако Канарис никогда не складывал все яйца в одну корзину. Этим и объясняется то обстоятельство, что он не мешал своим подчиненным, едва скрывающим ненависть к фашизму (например, своему заместителю генерал-майору Остеру), поддерживать контакты с представителями английской разведки. С молчаливого согласия Канариса члены группы Остера на протяжении нескольких лет свободно курсировали между Берлином, Лондоном, Стокгольмом, Берном. Так, летом 1938 года по поручению руководителей оппозиции в Лондон был направлен фон Клейст, который рассказал Черчиллю, что Гитлер решил напасть на Чехословакию, и назвал точную дату вторжения. При этом Клейст заявил, что если Англия даст отпор Гитлеру, то заговорщики попытаются произвести государственный переворот. Эта поездка стала возможной только потому, что с согласия Канариса абвер дал Клейсту задание в Лондоне.

А через год, в октябре 1939 года, с таким же поручением абвера в Вашингтон был направлен дипломат Тротт цу Зольц. На встрече с руководителями госдепартамента он изложил им планы оппозиции по заключению мира между Германией и Англией. И это были далеко не единственные поездки.

Как умный и проницательный человек Канарис уже к 1940 году начал осознавать, что сумасбродные планы Гитлера по покорению всего мира неминуемо кончатся крахом. Окончательное прозрение пришло к нему поздней осенью 1941 года после посещения Восточного фронта. Тогда он сделал в своем дневнике следующую запись: "Если русская армия дезорганизована и истощена, то и мы также... Если положение России тяжелое, то оно все же едва ли может быть хуже, чем наше собственное".

Поэтому он решил подстраховаться, для того чтобы после падения гитлеровского режима записаться в его противники. Именно этим объясняется тот факт, что до 1943 года в стенах абвера действовал "военный сектор" заговорщиков во главе с Остером.

Многие исследователи, особенно на Западе, утверждают, что Канарис был участником заговора 20 июля 1944 года против Гитлера. Но когда заговорщики и сам Канарис были арестованы гестапо, люди Гиммлера не обнаружили ни одной улики, свидетельствующей против адмирала. Интересная деталь. 20 июля 1944 года Канарису позвонил только что вернувшийся из ставки фюрера Штауффенберг, который был уверен, что Гитлер мертв. Он с ликованием доложил об этом Канарису, который с хорошо разыгранным возмущением сказал

: - Да что вы такое говорите, Штауффенберг? В своем ли вы уме? Это все козни большевиков!

А когда в гестапо уже после ареста Канариса ему прокрутили запись этого разговора (Канарис, разумеется, знал, что его разговоры записываются), то он заявил

: - Вот видите, я ведь правильно тогда сказал. А вы хотите обвинить меня в участии в заговоре!

В результате следователи гестапо сами до конца не были уверены в том, что Канарис оказывал содействие заговорщикам. Разумеется, сейчас мы знаем, что Канарис был информирован о заговоре против Гитлера. Но по вышеизложенным причинам не мешал его участникам. Тем более что 12 февраля 1944 года он был снят с поста начальника абвера и не мог активно противостоять стремлению Гиммлера и руководителей главного управления имперской безопасности (РСХА) разделаться с ним.

Нужно сказать, что вражда между Канарисом и руководством гестапо и СД имела давнюю историю. Дело в том, что первый начальник РСХА Гейдрих и его подчиненные - шеф гестапо Мюллер и руководитель разведки СД Шелленберг - были крайне недовольны возросшей при Канарисе ролью абвера. Шелленберга не устраивало то, что Канарис захватил в свои руки практически всю зарубежную разведку, а Мюллер не мог примириться с тем, что его ведомству доставалась только грязная работа - следствие по делам, начатым абвером. Кроме того, Гейдрих в свое время служил под началом Канариса на крейсере "Берлин", был уличен в уголовном преступлении и предстал перед судом чести, который предложил ему покинуть флот. Разумеется, Гейдриха не устраивало, что шеф абвера знает о его темном прошлом, и он постоянно интриговал против Канариса.

Убийство Гейдриха 27 мая 1942 года чешскими партизанами несколько ослабило натиск на Канариса. "Я убежден, - писал в своих мемуарах Шелленберг, - что если бы Гейдрих остался в живых, то Канарис сошел бы со сцены еще в 1942 году". Впрочем, новый начальник РСХА Кальтенбруннер также не испытывал любви к Канарису. Развязка наступила в феврале 1944 года, когда в Турции на сторону англичан перешли несколько агентов абвера. Гнев Гитлера не знал границ. 12 февраля Канарис был смещен со своего поста и назначен на малозначительную должность начальника управления экономической войны. А через день был издан приказ о ликвидации абвера.

Окончательно судьба Канариса была решена на третий день после покушения на Гитлера. Вечером 23 июля 1944 года руководитель особой комиссии по расследованию обстоятельств покушения на Гитлера шеф гестапо Мюллер позвонил Шелленбергу и приказал ему арестовать Канариса. Шелленберг после недолгих препирательств вынужден был подчиниться. Сам Канарис не выразил удивления, увидев на пороге своего дома Шелленберга. Он только сказал

: - Я всегда предчувствовал, что это будете именно вы.

Шелленберг доставил Канариса в концлагерь Фюрстенбюрг, где бывшего главу абвера поместили в камеру N 22. Но адмирал не терял надежды. По словам бывшего начальника датской военной разведки обер-лейтенанта Лундинга, сидевшего в соседней камере, Канарис не был ни безучастным, ни сломленным физически. Он явно рассчитывал перехитрить судьбу и остаться в живых. Во второй половине марта 1945 года в Фюрстенбюрг приехал Кальтенбруннер и имел долгий разговор с Канарисом. О чем они говорили - неизвестно. Но после отъезда Кальтенбруннера положение Канариса значительно ухудшилось. Его начали избивать на допросах, чего раньше никогда не случалось.

Казнили Канариса в ночь с 8 на 9 апреля 1945 года. Один из заключенных Фюрстенбюрга, Шлабрендорф, рассказывал, что в день смерти Канариса во время прогулки по двору он разговаривал со своим охранником и тот сказал

: - Маленького адмирала сегодня утром повесили. Его несколько раз вздергивали, а потом снова отпускали. Он был такой живучий.

Так закончилась жизнь Вильгельма Канариса, которого многие сейчас называют двуликим Янусом. Всю свою жизнь стараясь обмануть окружающих, он в конце концов перехитрил самого себя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter