ЖИЗНЬ И ЛЮДИ ПОДСКАЖУТ РЕШЕНИЯ

Указ Президента № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан» вступит в силу только с 15 января будущего года. Но уже сегодня он активно обсуждается и чиновниками, и гражданами на местах, идет подготовительная работа, а некоторые положения начинают действовать досрочно.

С местными проблемами — к местной власти
— Нынче количество обращений граждан уменьшилось по сравнению с прошлым годом, — знакомит с анализом управляющая делами Чашникского райисполкома Татьяна Леготина. — Снизилось и количество коллективных жалоб. Вдвое меньше писем поступило из нашего района  в вышестоящие организации — облисполком, Администрацию Президента... Люди начинают понимать, что большинство вопросов решаемо на местном уровне. Поможет в этом и новый указ главы государства. А мы тут, на месте,  готовы быть внимательными к каждой проблеме, каждому вопросу.
Об этом, впрочем, многие знают уже из собственного опыта.
...Страшное горе постигло чашничанку на склоне лет. Сын нелегально уехал на заработки в Москву и там погиб. Куда броситься, у кого искать помощи, как доставить тело на родину? Обезумевшая от горя мать адрес знала: райисполком. Не сомневалась: тут помогут. Потому что опыт свидетельствует: когда ситуация не регламентирована инструкцией, в Чашниках в силу вступает закон человечности.
— Мы оказали материальную помощь и обратились к предпринимателям, которые ездят в Москву за товаром, с просьбой помочь родным сориентироваться в мегаполисе, доставить тяжкий груз. До сих пор бедная мама при встрече неизменно благодарит...
У Татьяны Леготиной выработалась профессиональная и просто человеческая привычка: проверять исполнение на бытовом, жизненном уровне. Если у человека не работал телефон, а связисты доложили, что все сделано, найдет минутку и просто наберет номер.
— Однажды я позвонила пенсионеру в деревню — проверить, насколько качественно провели ремонт. Говорили мы с ним почти полчаса. Человек всю жизнь успел рассказать.
Правда, есть и такие, кто откровенно спекулирует на внимании государства к людским проблемам. Мол, напишу в Администрацию Президента или в облисполком, там сразу прикажут решить мой вопрос. Недавно подобное письмо было направлено прямо в Витебск. Плакать хочется, когда прочитаешь: живет человек не в квартире, а в каземате каком-то — и сыро, и холодно, и спит, не раздеваясь, а по дому ходит чуть ли не в шубе и валенках.
— Я просто ахнула. Немедленно создали комиссию и отправились по адресу. Хозяин встречает в майке и тапочках, в доме 21 градус тепла, сухо и светло. Второй раз выезжает комиссия — на улице потеплело, и в квартире уже 24 градуса тепла. Спрашиваем: почему тогда жалуетесь? Да вот, хочу, чтобы комхоз мне батареи нарастил... Но есть нормативы  и просто здравый смысл: зачем? Вразумительно человек так и не ответил. К сожалению, ни один закон не предусматривает ответственности за, так сказать, необоснованные жалобы.
Доходит до абсурда. Человек обращается напрямую в Администрацию Президента: хочу улучшить свои жилищные условия, объясните, пожалуйста, порядок. Хотя для этого достаточно просто зайти в райисполком или даже позвонить по телефону.
Требование местной власти к официальным лицам, занимающимся рассмотрением обращений граждан, жесткое: не давать пустых обещаний. Рассказать  о реальном положении дел, объяснить и аргументировать принятое решение — люди всегда поймут. К примеру, огромной проблемой было обеспечение водой деревни Запружаны Проземлянского сельсовета. Водонапорная башня вышла из строя, а специалисты дали заключение, что восстановить ее невозможно. На общем собрании сельчан обсудили проблему вместе  и нашли решение, которое устроило жителей: почистили, привели в порядок старые колодцы, построили два новых.
Объяснить понятно и доступно
— Главное, чтобы люди знали свои права, были знакомы с Указом № 498, — считают в Чашникском райисполкоме.
Система продумана: появится серия публикаций в районной газете, выступления компетентных специалистов по местному радио. В каждой деревне состоится собрание — все 157 старейшин и члены четырех селькомов начинают в этом направлении вместе с представителями органов власти активную  работу с населением. Издается специальная брошюра, там будет все: перечень государственных органов и организаций, ответственных за рассмотрение обращений, графики приемов, номера телефонов, юридические адреса местных, областных и республиканских структур и другая полезная каждому информация.
Готовятся и информационно-пропагандистские группы. Они выступят в трудовых коллективах и по месту жительства, объяснят людям их возможности. Каждый гражданин имеет право обратиться со своей проблемой, но сделать это надо в соответствии с законом. То есть соблюдая субординацию — сначала в первичный орган, в компетенцию которого и входит обсуждение или решение вопроса. Пока же до 70 процентов обращений в вышестоящие организации все равно требуют решения на местах.
Жизнь и люди подскажут и другие решения по обсуждению нового указа, по  работе с обращениями, уверены в Чашникском райисполкоме. Главное, что и государство на самом высоком уровне, и местная власть целенаправленно действуют в одном направлении — защитить и обеспечить реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter