Первые в мире: наши медики переходят к лечению болезни Паркинсона с помощью стволовых клеток

Жизнь без потрясений

Сегодня новый метод лечения болезни Паркинсона проходит доклинические испытания на животных. Со следующего года специалисты планируют применить уникальную технологию у пациентов на базе 5-й городской клинической больницы Минска.

О том, какие открытия сопровождали ученых на пути к разработке, корреспонденту «Р» рассказал докторант кафедры неврологии и нейрохирургии Белорусской медицинской академии последипломного образования Александр Бойко.

Город G20



Вообразите. Население города, по численности сравнимое с Барановичами, – столько людей в нашей стране живут с болезнью Паркинсона. Немалый город людей, скованных в движениях, с выражением маски на лице. Паралич мимических мышц не позволяет ее снять. Шаги больных неуклюжие, маленькие, неустойчивые. Пациенты чувствуют постоянную слабость, депрессию. Говорят невнятно, тихо, монотонно. Если собрать всех больных паркинсонизмом, которые борются с недугом в мире, то получится два таких мегаполиса, как Минск.

Болезнь Паркинсона нередко приходит после тяжелого переживания. Вот одна из историй. Антонина Сергеевна пережила стресс: сын с невесткой подали на развод. После нервного потрясения у нее стала дрожать рука. Вскоре дети забрали из загса заявление. Драма ушла, а дрожь в руке осталась. Женщина обратилась к врачу. У пациентки выявили дрожательный паралич. Это дегенеративное поражение центральной нервной системы. Дрожание и скованность мышц — основные проявления недуга. Заболевание хроническое, порой быстро прогрессирующее. Приводит к инвалидности и смерти.

Остановить болезнь нельзя. Все нарушения необратимые. Сегодня медики работают над тем, чтобы затормозить разрушительный процесс.  

Число пациентов с болезнью Паркинсона неуклонно растет. Тенденцию связывают с постарением населения. Но это не единственная причина болезни. В практике врача-невролога Александра Бойко были пациенты и 25—40 лет. Ученые обнаружили немало других факторов, которые провоцируют дрожательный паралич.

В нашей стране эту проблему решают на государственном уровне. В Министерстве здравоохранения утверждена научная работа по заданию «Разработать и внедрить метод терапии болезни Паркинсона с использованием клеточных технологий».

— Генетические факторы в развитии заболевания, по последним данным, занимают не более 10 процентов, —  рассказывает врач-невролог Александр Бойко. —  Среди других причин — стрессовые ситуации и воспалительные процессы, а также воздействие токсических веществ на нервную систему. Некоторые токсины мы используем для создания модели паркинсонизма у лабораторных животных. Активно изучается, почему жители сельской местности болеют в полтора раза чаще, как влияет загрязнение воздуха.

Клеточные технологии направлены на то, чтобы модифицировать течение болезни: замедлить ее прогрессирование и уменьшить выраженность моторных и немоторных симптомов
Фото henryfordlivewell.com

Все ароматы гладиолуса


Бывает, паркинсонизм набирает силу исподволь, годами. Возникают нетипичные для обывателя признаки. Например, человек вдруг теряет обоняние. Способность ощущать запахи не возвращается месяцами. И долгое время обонятельный паралич остается единственным симптомом надвигающегося недуга.

—  Была пациентка 60 лет, —  вспоминает Александр Бойко. – У нее пропало обоняние после перенесенной инфекции. Есть люди, которые и десять, и двадцать лет живут без ощущения запахов, а только потом присоединяются двигательные расстройства. Вообще, болезнь Паркинсона рассматривают как основную причину потери обоняния у лиц  40—60 лет. На домоторной стадии паркинсонизма возникают проблемы со стулом, нарушается сон. Но обычно к неврологу обращаются уже на этапе двигательных нарушений, когда дрожание и скованность очевидны и долго не исчезают.

Как помогают таким больным?

— Лечение болезни сейчас во всем мире пока только симптоматическое. Устранить нарушения, которые случились, уже невозможно, например, вернуть обоняние, убрать дрожь в руке, скованность в плече. Вся терапия направлена на восстановление баланса нейромедиаторов в головном мозге. Считается, что ввиду различных причин снижается  уровень дофамина в межклеточном пространстве. И препараты направлены на то, чтобы его поднять. Выраженность двигательных расстройств уменьшается, но сама болезнь развивается. Применяют электростимуляцию глубинных структур мозга. Это нейрохирургический метод.

Пробуждение клетками


Исследователи в разных странах ищут варианты, как замедлить течение болезни. Самое популярное направление в этой области — клеточные технологии.  В мировой науке встречаются разрозненные данные об  опытах на лабораторных животных и  единичных исследованиях с участием пациентов.

Дрожание и скованность мышц — основные проявления недуга.
Фото  caregiverhands_com

Сотрудники БелМАПО, среди которых и доктора медицинских наук Владимир Пономарев и Марина Зафранская, впервые предложили системный подход к лечению паркинсонизма с помощью клеточных технологий. Доклинические испытания на лабораторных крысах доказали эффективность терапии. В следующем году медики приступят к работе с пациентами.

— Программы перехода от доклинических исследований к пациенту нигде нет, —  обращает внимание Александр Васильевич. – Сейчас мы проводим исследования на культурах клеток и лабораторных животных. Параллельно у пациентов осуществляем  забор крови, ликвора, костного мозга, смотрим иммунный статус, степень нейродегенеративных и нейровоспалительных  изменений. Оцениваем эффективность лечения стволовыми клетками крыс. Ведем дорогу к человеку. Пытаемся определить, какая группа пациентов лучше всего ответит на клеточный метод.   

— Что же удалось обнаружить во время работы над проектом?

— Мы нашли дополнительные доказательства участия иммунной системы в возникновении и прогрессировании болезни Паркинсона. А также обнаружили у пациентов с паркинсонизмом нарушение гематоэнцефалического барьера – механизмов, которые регулируют потоки веществ между кровью и тканью мозга. Провоцирующий фактор в каждом конкретном случае определяет схему поведения иммунной системы. Эти открытия позволяют перейти к индивидуальному подходу в лечении пациентов с одним и тем же диагнозом в зависимости от причины болезни. Аутотрансплантация мезенхимальных стволовых клеток будет эффективна для пациентов, у которых болезнь связана с иммунными нарушениями.

— Как же работает трансплантат после пересадки?

— Клеточный материал вводили животным интраназально, внутривенно, в спинномозговую жидкость, —  поясняет Александр Бойко. — Клетки проникали в нервную систему, встраивались, оказывали нейропротекторное и иммуномоделирующее действие, улучшалось состояние животных, которым смоделировали болезнь Паркинсона. В итоге двигательные признаки болезни у крыс ослабевали.

Клеточные технологии направлены на то, чтобы модифицировать течение болезни: замедлить ее прогрессирование и уменьшить выраженность моторных и немоторных симптомов. По данным работы с лабораторными животными мы предвидим однозначное улучшение состояния у правильно подобранных для трансплантации пациентов.   

kasiyakowa@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter