Жизнь без интереса: почему ребенок ничего не хочет? Как работает детская «хотелка»?

Многие родители фонтанируют идеями для своих сыновей и дочерей, но наталкиваются на тягучую пассивность. Девочкам и мальчикам, кажется, ничего не нужно. И дело-то не в том, что папы и мамы предлагают что-то скучное и устаревшее. Многие готовы поощрить и оплатить инициативу детей – купить экипировку, найти репетиторов, поехать в путешествие. Но этой инициативы как раз и нет. Не хотят ничего детки. Что с ними? И лечится ли эта апатия? На эти и другие вопросы в специальном вебинаре «Почему он ничего не хочет? Как работает детская «хотелка» и что может ее сломать», который организовали в Школе родительства «Большая медведица», отвечает детский нейропсихолог, ученый, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, мама двоих детей Наталья Романова-Африкантова.


Возрастные «хотелки» в дошкольном возрасте


По словам Натальи, детсадовцев к ней родители не приводят. Чаще приходят с младшими школьниками и тогда вспоминают: «Да он с младенчества ничего не хотел! Я его и на развивашку, и на английский, и на хореографию буквально силком таскала! И каждый раз дома был скандал: «Не хочу!»

– Но я хочу сказать папам и мамам малышей: позвольте им ничего не делать, просто валяться и ковырять обои! Когда дошкольник бездельничает с нашей взрослой точки зрения, в его мозгу идет активный процесс обработки информации. А ее на ребенка обрушивается очень много! Ведь все вокруг для него новое. 


В возрасте до 7 лет ребенок все познает через игру. Когда он катает машинку или наряжает куклу, он изучает мир. Однако тревожный звонок может прозвучать даже в обыденной игре в машинки или если ваше чадо проводит больше времени с более взрослыми друзьями.

– Если ребенок играет в ролевые игры сам собой, это значит, что он не хочет общаться с другими детьми. Это антисоциально, – говорит специалист. – Очень часто родители радуются тому, что малыш хочет играть рядом со взрослыми или с детьми старшего возраста. Им кажется, что это говорит об особом интеллекте ребенка. К сожалению, это говорит о том, что старшие дети и взрослые относятся к ребенку снисходительно, и ребенку в общении с ними не нужно сдерживать свои желания, интересы. Потому что, как правило, старшие уступают. Ровесники так не делают, с ними нужно выстраивать как раз таки социальные отношения. Нужны усилия.

Нежелание учиться: в чем проблема?


Ведущий вид деятельности с 7–11 лет – учебная деятельность. Большинство детей приходит в школу с желанием хорошо учиться. Первое время – процесс адаптации. Это большая нагрузка для ребенка. В этом процессе ребенок сталкивается с трудностями: он невнимательный или не так что-то делает. И получает реакцию мамы на свои косяки.

– В одном случае она ругает, в другом – показывает, как она расстраивается. В этот момент ребенок, у которого крайне сильна связь с мамой, меняет свою учебную мотивацию на мотивацию «не рассердить или не расстроить» маму. Потому что это сильнее и важнее. Что происходит дальше? Правильная «хотелка» и правильная мотивация ломается. И ребенок начинает хотеть сделать хорошо не для того, чтобы самому что-то узнать, а для удовлетворения мамы. Родители не понимают, что реальная мотивация ребенка не чему-то научиться, а не расстроить маму. 


Если спросить у сына или дочери, как они относятся к положительной оценке, которую получили, многие ответят: «Мам, ты ж хотела». Это плохо, потому что в первую очередь в следующем возрастном периоде происходит разрыв связи с мамой, появляются другие приоритеты и ценности.

– Социальный кризис у ребенка наступает в 7 лет, – объясняет Наталья. – Он начинает задумываться, какую роль играет в социуме, как его воспринимают в коллективе. Школа грешит тем, что учитель будет говорить о том, что ребенок невнимательный, ленивый при всем классе. Другие дети, более успешные в учебе, считают такого одноклассника неудачником. И общаться с ним не будут. 

У ребенка ломается мотивация учиться, потому что не получается. Есть дети, которым необходимо положительное подкрепление своего труда. Важно, чтобы учителя, родители не акцентировали внимание на неудачах, а поддерживали ребенка и помогали ему достичь положительного результата. 

Тревожные симптомы, которые должны волновать родителей младшеклассника:

• Не соблюдает школьную дисциплину
• Не может самостоятельно делать уроки
• Ненавидит школу
• Зависает в гаджетах
• Быстрая истощаемость
• Частые болезни

– Если ребенок не соблюдает школьную дисциплину (не может высидеть во время урока, занимается посторонними делами и так далее), это значит, что он еще не созрел, – говорит Наталья. – Один из признаков зрелости – умение направить свое внимание в нужное русло. Также это еще и признак формирования учебной мотивации. То есть ребенок не может самостоятельно делать уроки, и мама вынуждена с ним сидеть и выполнять роль внешней мотивации.


 Гаджет не должен быть мотивацией


Зачастую родители обещают ребенку дать поиграть в телефон, если тот сделает уроки. Это возносит гаджет для ребенка еще выше и делает телефон еще ценнее. Мотивацией становится смартфон, а не желание сделать домашнее задание и за это получить хорошую оценку. Таким образом, телефон провоцирует зависимость. Не давать совсем – тоже не вариант. Нейропсихологи рекомендуют дозировать количество часов, проведенных перед экраном в зависимости от возраста. 

– Определенные промежутки времени должны быть постоянны и выдерживаться независимо от обстоятельств – например, долгой кажется дорога в машине или, когда у родителей срочная работа, тогда малышу разрешается смотреть мультики, «лишь бы не мешал», – убеждена Наталья Романова-Африкантова.

Очень важно наличие мест без гаджетов. Договориться, что в спальне, например, электронных устройств быть не должно. Устраивать дни или хотя бы часы без гаджетов для всей семьи. Это будет полезно в том числе и для взрослых.

До 10–12 лет у детей не должно быть свободного доступа в сеть. Информация, которую потребляет ребенок, должна регулироваться родителями, потому что современные системы, предлагающие автоматический контроль контента (как, например, детский YouTube), к сожалению, маркируют как «детское» и вредное содержимое интернета.

– Контент прежде всего должен соответствовать возрасту. Если же первоклассник вместе с 14-летним братом смотрит подростковый фильм, старший уже может разобрать, что плохо, а что нет, а вот младший может бессознательно начать копировать поведение полюбившихся героев, не понимая, что в фильме показан образец того, как делать нельзя, – привела пример нейропсихолог.

Если давать детям планшет или телефон, с самого начала нужно обозначить правила электронной вежливости. Например, ставить планшет на паузу, когда к малышу обращаются.


Есть контент, который лучше детям не давать смотреть: распаковка игрушек (мозг постоянно в ожидании новизны и охвачен желанием увидеть, что там появится еще), прохождение компьютерных игр (адреналин вырабатывается впустую, активизируя желание узнать, что произойдет с игроком), «бессюжетные сюжеты» (в ролике что-то происходит, однако описать это словами невозможно), неживые, обработанные компьютером звуки, которыми «говорят» животные и люди, и неестественные цвета, формы (вредно для языкового и пространственного развития, восприятия малыша).

Разрешенный контент: навигатор (включите малышу в телефоне и дайте возможность, как штурману, довести вас до детской площадки – это и интересно, и хорошо для развития пространственного восприятия); проверенные развивающие программы, сказки и мультики хорошего качества (советские или современные – на вкус родителей, главное, чтобы ценности у них были общие для всей семьи).

Желание быть самостоятельным


В 11–16 лет биологическое созревание ребенка перекрещивается с социальным. Это становится причиной частых конфликтов между родителями и детьми. Ребенок выпадает из жизни семьи, зависает за компьютером. Со стороны кажется – ничего не делает. Но внутри все кипит.

– Подросток хочет быть самостоятельным, независимым, но в силу определенных причин это еще невозможно, – говорит Наталья. – В 11–16 лет ребенок хочет дружить, общаться, хочет романтических отношений. И это нормально. Я родителям говорю, что отношения подростков готовят к будущей жизни точно так же, как вам кажется, что к ней готовит подготовка к поступлению. Это имеет свою развивающую функцию. Если я слышу от мамы, что мой ребенок занимается в физико-математическом кружке, ходит в музыкальную школу и не думает о всяких глупостях, я всегда говорю: на физиологию место обучения не влияет. 

Нейропсихолог советует родителям дать подростку свободу, которую тот требует в максимальном объеме. Если она, конечно, не угрожает здоровью. Также Наталья уверяет, что нормально, когда ребенок отказывается ходить на кружок или в секцию, которую выбрали родители.


– Если это была мамина мотивация, в этом возрасте у вашего сына или дочери она сломается. И это хорошо, так как дети формируются, как личности со своими желаниями. Не стоит переживать, если ребенок предпочтет Новый год провести с друзьями, а не со своей семьей. Важно отпускать ребенка гулять. Общение со сверстниками выходит на первый план. Ваше чадо учится быть в социуме, – заключает Наталья Романова-Африкантова.

 Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter