Живые куклы Ирины Хануник-Ромбальской

Телеведущая СТВ, актриса и победительница международных конкурсов красоты показала непростую жизнь моделей в авторских скульптурных куклах

Телеведущая СТВ, актриса и победительница международных конкурсов красоты показала непростую жизнь моделей в авторских скульптурных куклах

Посмотреть выставку уникальных кукол в галерее “Университет культуры” можно до 13 февраля

“Их выбирают не сердцем, а по сезону; они идеально подходят для одежды, но не для жизни; они открыты взорам, но прячут души...” Слова — словно преамбула к уникальному выставочному проекту “MONEYкенщицы. Iznanka” в минской художественной галерее “Университет культуры”. Это первая персональная выставка Ирины Хануник-Ромбальской, ее бенефис как художника-скульптора и настоящее откровение о профессии моделей, которую она безгранично любит и над которой иронизирует одновременно. В экспозиции — четырнадцать кукол-моделей. Эксцентричные, немного грустные, иногда провокационные, они без прикрас повествуют о том, что обычно скрыто от зрителя. Дополнением к каждой кукле стали срежиссированные Ирой фотоработы с участием известных белорусских моделей, которые дублируют кукольные истории. Корреспондент “НГ” расспросила Ирину Хануник-Ромбальскую о новом увлечении, процессе рождения кукол, мастерской-кухне и маленькой помощнице Изабелле.

— Ирина, когда вы стали увлекаться хендмейдом?

— Кукольным — около года. А вот живописью увлекаюсь с самого детства. Профессионально ею не занималась, но в школе выигрывала многие художественные конкурсы. Потом живопись на многие годы ушла. А творчества так хотелось. И вот стали рождаться куклы, которые не дают мне скучать. Это целый симбиоз дизайна, скульптуры, росписи.

— И как же рождаются эти куклы? Из чего они выполнены?

— В основном из пластика, запекаемого или незапекаемого. Но это только пятьдесят процентов работ. Остальное — металл, ткань, различные раритетные вещи...

— А где вы находили эти раритеты?

— На обычном блошином рынке. Кое-что покупала в Вильнюсе, кое-что у нас. Например, фотоаппарат 1935 года там нашла, пепельницу-креветку, которая потом превратилась в кресло. Что-то находила в закромах друзей и знакомых дизайнеров. Да даже подручные вещи использовала. Например, жесткая мочалка для мытья посуды стала частью платья одной из манекенщиц.

— Выставка называется “Изнанка”. Что же такого скрыто от зрителей в модельном бизнесе?

— На самом деле модельный бизнес не так плох. Просто очень надоело, когда о моделях говорят “dolce vita — красивые женщины, красивая жизнь”. В действительности очень редко у красивых женщин бывает такая уж счастливая жизнь. Она может быть красивой, но у нее есть и изнаночная сторона. Заглянцованный мир немного пугает. И не хочется, чтобы наши дети шли в него, не зная, что это такое. Мы должны принимать решения, хорошо понимая, чем это чревато. Все куклы созданы на личных переживаниях и переживаниях тех, с кем я работала.

— Почему все куклы такие грустные?

— Я в принципе не люблю хеппи-эндов. И в классической литературе, и в кино я любительница поплакать. И к тому же у нас столько позитивных художников. Если захочется повеселиться, человек пойдет на их выставку, если немного погрустить — вот на такую, как моя. Мы должны испытывать самые разные эмоции.

— Сколько времени ушло на создание кукол?

— На всех, наверное, около полугода. А вот одна кукла могла рождаться и неделю, и полтора месяца. Мои куклы сами решают, какими им быть, когда они должны родиться и так далее.

— Дочка наблюдает за процессом?

— Ой, Изабелла очень любит моих кукол. У нее такой пиетет перед ними. Она никогда их не тронет. Найдет что-нибудь интересное в магазине и тут же подзывает: “Мама, смотри, браслетик для куклы”. Она даже сама бисер нанизывает для кукол.

— Пока родились четырнадцать кукол. Будут еще?

— Создание кукол — это невероятный адреналин. На них не жалко ни времени, ни сна. Да, я буду создавать кукол. Но, возможно, больше уйду в скульптуру, чтобы не отвлекаться на дизайн. Может, научусь из бронзы отливать.

— Каково будущее кукол? Они будут стоять у вас дома?

— Я была бы рада, если бы они у кого-нибудь стояли. Но мне сложно оценить свои работы. Всегда кажется, что свои хуже всех. Знаю, что в Беларуси сформировалась средняя цена на авторские куклы — в районе пятисот долларов. Но я не могу их за столько продать. Мне кажется, что в каждой можно еще столько доделать!

—  Что вы хотели бы пожелать самой себе в юбилей? (Ира празднует день рождения  8 февраля.)

— Признаться, очень приятно, что выставка открылась накануне юбилея. Давно у меня не было столько гостей на день рождения. А пожелать хотелось бы спокойствия. Честно говоря, хочется немного отдохнуть. Два месяца бессонных ночей начинают сказываться.

 О кукольных историях Ирины

Министр культуры Борис СВЕТЛОВ:
— Вельмі нечаканы такі паварот у творчым лёсе Ірыны. Калі гэта не вяршыня яе творчасці, то той этап, які ўбірае ў сябе ўсе тыя шматгранныя таленты, якімі яна валодае.

Итальянский дизайнер обуви Маурицио ИАКОПИНИ, обувающий первую леди США Мишель Обаму и актрису Джессику Альбу:
— Это мой первый визит в Минск. Я много слышал о белорусском народе, но на самом деле удивлен вашей культурой, вашим стремлением идти дальше и жить в прогрессе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter