Живые и мертвые

Вчера в Минске и Витебске прощались с летчиками, погибшими в Сомали Эвакуация белорусских граждан, а также тел погибших летчиков из бурлящей африканской страны благополучно завершилась в пятницу вечером — ровно неделю спустя с момента катастрофы. Более девяти часов самолет компании “Гомельавиа” добирался из Объединенных Арабских Эмиратов (именно туда переправили белорусов из Сомали) до аэропорта “Минск-2”.

Мы рассчитывали пообщаться с кем-то из десяти техников, вернувшихся на родину. Однако в компании “Трансавиаэкспорт”, на которую они работают, посчитали, что лучше обойтись без общения с прессой. Возвратившихся посадили в микроавтобус и в сопровождении милицейского эскорта спешно отправили в Минск. Все таможенные формальности техники прошли прямо на борту самолета. Как нам вчера стало известно, с ними будет работать специальная группа психологов. Руководитель группы — доктор психологических наук, профессор Леонид Пергаменщик — после первой беседы отметил, что его клиенты “испытывают чувство вины перед погибшими товарищами, хотя ничего исправить не могли”.
Вчера сбитые в Сомали летчики были преданы земле. В Минске церемония прощания проходила в актовом зале Департамента по авиации. Вдоль стен зала — восемь закрытых гробов. Попрощаться с погибшими пришли тысячи людей. Сотни венков, груды цветов, но горя родных, близких, друзей и коллег все это не могло уменьшить. Атмосферу траура трудно передать словами. На панихиде дежурили медики, и, как оказалось, не зря. С молодым человеком — близким другом одного из погибших случился эпилептический удар, у женщины врачи зафиксировали гипертонический криз. Валерьянка, валидол, корвалол помогали людям совладать с нервами и сердцем.
Семь человек — командир авиационного отряда Игорь Вашкевич, бортовой инженер Иван Габ, бортрадист Олег Канунников, бортоператор Игорь Гресь, инженер по эксплуатации воздушного судна Михаил Баглов, авиатехники Олег Бондаронок и Дмитрий Носников — были похоронены на Восточном кладбище столицы рядом. По воле родных 23-летнего авиатехника Артема Сычугова похоронили в Михановичах — там покоятся его родители. Тела второго пилота Александра Гоманькова, штурмана Геннадия Трашкова и старшего бортоператора Александра Зернина были доставлены в Витебск. Без отцов остались 16 детей.
Все погибшие имели страховку. Выплаты по ней составят 15 тысяч долларов. Невысокий размер выплат обусловлен тем, что компания-страховщик, зная о происходящем в Сомали, не хотела сильно рисковать. Государство в лице Министерства транспорта и коммуникаций и компании “Трансавиаэкспорт” обещают дополнительную помощь семьям погибших в размере трех тысяч долларов.

Вчера хоронили не героев, а жертв. Жертв чужой гражданской войны. Жертв непонятного задания, по которому надо было вывезти из пылающего Сомали детали самолета “Ил-76”, доставшегося нам по наследству от Союза. Жертв неумения предвидеть и учиться — ведь первый самолет тоже упал не по своей воле. Жертв собственного риска — силой в Сомали никого не отправляли. Это был осознанный выбор каждого члена экипажа...
“Народная газета” скорбит вместе с родными и близкими погибших.

  Хроника трагедии

9 марта — при перевозке двух бронетранспортеров возле сомалийской столицы Могадишо был подбит самолет белорусской компании “Трансавиаэкспорт”. К счастью, машина не потеряла управляемости, удалось обойтись без жертв.
23 марта — при попытке вывезти из Сомали детали подбитого самолета был сбит второй белорусский “Ил-76”. Все одиннадцать членов экипажа погибли.
30 марта — остававшиеся в Сомали граждане Беларуси, а также тела погибших летчиков были доставлены на Родину. Возвращению предшествовала большая спасательная операция с участием угандийских, эфиопских и сомалийских солдат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter