Живой трюк

Сергей Каторженко разбивается в автомобиле, оставаясь при этом без единого синяка, а еще он в огне не горит и выходит сухим из воды при самых невероятных обстоятельствах, в которые попадал сотни раз, причем по собственной воле.
Сергей Каторженко разбивается в автомобиле, оставаясь при этом без единого синяка, а еще он в огне не горит и выходит сухим из воды при самых невероятных обстоятельствах, в которые попадал сотни раз, причем по собственной воле. Хотя умение придумать для себя что-нибудь поэкстремальнее и составляет суть профессии Каторженко, променявшего мирное житье-бытье на рискованную долю каскадера. Упасть с крыши, взорваться

в машине - для него это обычная, даже рутинная работа.

Вы думаете, в фильме "Филиал" это Дмитрий Харатьян выпадает из окна с 29-метровой высоты? Так вот нет, это Сергей Каторженко выпадает. Он и в "Поклоннике" "висел"

за Сергея Гармаша на часах на привокзальной площади, вместо Ивара Калныньша летел в морскую пучину с корабля

в "Золотом автомобиле", в "Гладиатриксе" вместо Виктора Вержбицкого рухнул с трибуны Колизея на арену. А в фильме "Лара", дублируя американского актера Джо Лара, Сергей срывался с трапеции под куполом цирка. Впрочем, на его взгляд, рисковать в кино гораздо проще и легче, чем в жизни.

...Вода накрывала с головой. Стремительный поток выбивал почву из-под ног. Держаться становилось все сложнее. Схватившись за скалу одной рукой (вторую вывихнул, борясь с течением), Каторженко чувствовал, что теряет сознание. Впереди водопад. "Черт, - злился сам на себя. - Вроде бы все просчитал, зарисовал, испытал". Но бывает, что смертельно не везет и ошибка становится последней... На съемочной площадке была паника. Один из каскадеров плыл на помощь, другой пытался добросить спасательную веревку. И тут к режиссеру подбежал Каторженко-младший

: - Смотрите, какой я кадр снял!

Режиссер опешил

: - Ты что, Андрей, там же твой отец!..

- Ну и что? Вон он идет, улыбается.

Вся съемочная группа была, мягко говоря, в шоке. "А я его всегда учил: что бы ни случилось, никогда не выключай камеру, снимай до последнего", - вспоминает Сергей Каторженко тот едва не закончившийся трагически случай на съемках сериала "Тайга" в Адыгее. Он с детства "закалял" сына и дочь своими трюками. Поэтому они знают: случись что, как Мюнхгаузен, вытащишь сам себя за волосы. "Есть вещи, которые от тебя не зависят, - считает Каторженко. - Все не предугадаешь. А если будешь думать о страхе, когда идешь на трюк, никогда его не сделаешь". Стоишь на крыше 24-этажного здания, внизу туман, только крыши пятиэтажек видны, в руках факелы. Поздно бояться - работай...

Кстати, этот прыжок Сергея Каторженко с высоты 72 метра занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Подхватил идею, уже давно витавшую в воздухе, точнее, в среде каскадеров, и вот она - подушка для рекордных прыжков. Доказал-таки, что и мы не лыком шиты. "Когда смотришь, с каким апломбом голливудские каскадеры показывают свои приспособления, лебедки, смешно становится, - с усмешкой говорит Сергей. - Я с 9-го этажа на коробки прыгал, а рекордный прыжок за 800 долларов совершил, из которых 200 отдал за то, чтобы оформили рекорд Гиннесса".

Естественно, жена на его сумасбродство - так она оценивала занятие мужа - смотрела сквозь пальцы. Надеялась, перебесится, и все пойдет по-старому. Начнет зарабатывать деньги традиционным способом. На колбасной фабрике, к примеру, или мастерком на реставрационных работах. "Нет, увольте, - говорил он. - Тапочкой стучать по пятке и плевать в потолок по вечерам я не буду". Но ладно сам, так ведь еще и дочь с сыном за собой потянул. "Пусть это и не станет смыслом их жизни, - считает Сергей. - Но в дальнейшем очень даже поможет". У каскадера обостренное чувство опасности. Иммунитет к несчастным случаям. Хотя с годами приходит уверенность в том, что все уже отработано, сто раз повторено и ты любой трюк можешь сделать отлично. Это расслабляет и, случается, опытные каскадеры ломают ребра, падая... со второй ступеньки. Жестокое недоумение обостряет чувство, и в экстремальных ситуациях человек порой творит чудеса. Но именно - порой! Сами по себе чудеса случаются редко. Чудеса нужно готовить. Тренировать, если хотите.

Большинство зрителей уверены, что для каскадера главное - быстро бегать и удачно падать. Так вот нет. Каскадер, который пришел, упал, сгорел - это одноразовая работа, которой сейчас никого не удивишь. "Нужно постоянно придумывать, изобретать, разрабатывать, чтобы диктовать цены", - говорит Сергей.

За один из таких придуманных трюков (переворот автомобиля на 450 градусов - уникальная "бочка" в воздухе!) на Международном фестивале профессиональных каскадеров кино в Бердянске Каторженко получил премию в номинации "Лучший трюк в живом исполнении". До этого машины только с крышами переворачивались. А тут Сергей едет в открытом кабриолете, машет зрителям. Никто не ожидал, что машина (без дуг безопасности!) сейчас перевернется. Испугал по-настоящему.

- Свои изобретения патентуешь? - спрашиваю. - Приходилось замечать, что в кино используются твои идеи?

- Патентовать - пустая трата времени. Хотя не помешало бы. Однажды по российскому каналу была передача, где никому не известный каскадер рассказывал, что изобрел специальную жидкость, благодаря которой может гореть 2,5 минуты. Тогда как рекордное время - 2,15 минуты. И вот он, значит, сочиняет, а на экране в это время показывают мои трюки, где горю я...

Слава за трюки достается обычно актерам, которых каскадеры дублируют. А их имена часто даже в титрах не пишутся. Впрочем, еще немного и, кажется, профессия каскадера вообще не понадобится. Сейчас в кино все чаще используют компьютерную графику; чтобы никто не убился, не покалечился, актера спускают с крыши на тросах, обвязанного страховочными поясами и датчиками, а потом все это постепенно стирают на компьютере. "Но если рассчитывать только на графику, никогда не добьешься эффектного трюка, все равно нужен каскадер", - возражает Сергей.

Психологи доказали, что человеческому организму необходим адреналин. А поскольку адреналина современным людям недостает, появляется все больше экстремальных видов спорта. По сути, все мы - экстремалы. Как говорит Каторженко, каскадер - это всего лишь зеркало нашего быта. Старушка, переходящая дорогу вне пешеходного перехода, - уже каскадер. "Женщина оставляет возле магазина коляску и привязывает к ней огромного пса, не задумываясь о том, что рядом может пробежать кошка... Люди играют с жизнью. Разве нет? - рассуждает Сергей. - Насмотревшись роликов, кинофильмов, где все четко, просто, высокотехнично, человечество не готово к стрессам, катаклизмам. Случись что-то непредвиденное, я не растеряюсь: на съемочной площадке привык думать экстремально, просчитывая ситуацию наперед. А вот за других страшно!"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter