“Живой щит” с миссией стопмена

Почему регулировщиками на пешеходных переходах вблизи школ обязывают быть несовершеннолетних и учителей?

Почему регулировщиками на пешеходных переходах вблизи школ обязывают быть несовершеннолетних и учителей?

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Пока петух не клюнет, не хватятся. Синонимичный ряд этих народных мудростей можно продолжать. О том, что бывает после того, как гром все-таки грянул, поговорок в сокровищнице устного творчества тоже немало. Но вот вопрос: научили ли они нас когда-нибудь уму-разуму? Почему, совершая одну ошибку, человек, стараясь избежать ее в дальнейшем, идет на совершение других?

На эти мысли натолкнуло недовольство общественности таким явлением наших дней, как стопмены. Для тех, кто изучал в школе французский или немецкий, поясню: слово это происходит из английского языка и означает “человек со знаком “стоп” в руках”. Суть их труда состоит в следующем: добровольцы в часы пик становятся по обе стороны нерегулируемых пешеходных переходов и, привлекая внимание водителей яркими жилетами и плакатами, призывают их снизить скорость, а потом помогают детям перейти сложный участок проезжей части. Движение стопменов для Беларуси не новость. Этот опыт стали внедрять в качестве эксперимента почти год назад. Но после трагедии в микрорайоне Сухарево, когда у самого порога школы был насмерть сбит девятилетний ребенок (“НГ” писала об этом в номере за 16.11.12), акция “Стопмены” приобрела массовый характер, особенно у столичных школ. Сейчас около них дежурят более 280 отрядов стопменов.

Казалось бы, разве плохо то, что старшие ребята помогают перейти дорогу младшим? И желание показать личный пример появится, и у самих дисциплину разовьет. Однако такое мнение на этот счет развеялось сразу после телефонного звонка читательницы “НГ”. Лидия М. из Минска возмущалась: почему ее сын обязан просыпаться чуть ли не в пять утра и идти на дежурство стопменом перед уроками? “Ведь на улице погода бывает всякая, заболеть немудрено, — сетовала женщина. — Да и почему мой сын тратит время на эти общественные работы? Лучше бы вместо этого параграф по истории повторил. Ведь в университет собирается поступать! И дело не только в успеваемости. Самое страшное то, что старшеклассники, сами еще дети, по сути, своими телами должны перекрывать движение транспорта, давая тем самым перейти дорогу ученикам младших классов!”

Еще один повод для родительского недовольства — то, что к работе “добровольных” регулировщиков привлекаются педагоги. Почему учитель вместо того, чтобы думать, как бы интереснее провести завтрашний урок, должен выступать “живым щитом” на оживленных местах проезжей части? Да и разве педагогично это — лишать детей возможности думать при переходе проезжей части? “Зачем вспоминать, переходя дорогу, что сначала нужно посмотреть налево, потом направо? Меня ж за руку переведет стопмен!” — на подсознательном уровне отпечатывается у школьника. В любом пособии по педагогике можно найти совет: помогите ребенку самому решить возникшую проблему. Заметьте: не предоставить чадо самому себе, а проследить, как ребенок самостоятельно попробует решить житейскую задачу, а если что — подсказать, как сделать лучше. А иначе можно вырастить инфантильного, беспомощного гражданина, который во взрослой жизни будет в трудной ситуации стараться переложить ее решение на других. Мнение о том, что привлечение в число стопменов несовершеннолетних поспособствует росту их самостоятельности и ответственности за младших школьников, нельзя назвать правильным. Ведь, выходя на дорогу, они сами рискуют жизнью.

Опыт стопменов широко внедрен в Европе и США. Но в странах, откуда эта идея пришла, в работе отрядов стопменов участвуют только добровольцы. И никогда в роли регулировщиков не увидишь детей. Да и  меры такие должны приниматься не в каждой школе, а только в расположенных непосредственно вблизи проезжей части и нерегулируемых переходов. А к работе в отрядах стопменов можно было бы привлекать волонтеров — активистов БРСМ, курсантов автошкол, да и самих работников ГАИ. Все же забота о детях — это обязанность взрослых!

Каждое утро в половине восьмого утра отвозим ребенка в детский сад. На скорости двадцати километров в час, внимательно всматриваясь в глубину темного зимнего утра, осторожно проезжаем вперед. Вот вблизи тротуара мелькнула серая фигурка девочки лет десяти. По улице она смело идет одна. Без родителей. И без шапки... Доехав до детского сада, благодарим Бога за то, что девочка не вздумала перебегать дорогу. В темноте, даже на маленькой скорости, можно было бы и не сразу среагировать. К счастью, обошлось. Интересно, если спросить у девочки, что в 7.30 делали ее мама и папа, что бы она ответила? А случись что, подозреваю, сразу бы обвинили местные власти, школу, погоду и еще бог весть кого.

Что я, собственно, хочу сказать? О трагедии в Сухарево скоро перестанут говорить (к сожалению, так устроена наша память), но проблема безопасности и жизни наших детей останется. И ее решение — не в  стопменах возле школ, не в акциях типа “Осторожно, дети!”, которые проводятся эпизодически (как будто безопасность детей — забота не постоянная, а сезонная). Ее решение — в нашем общем понимании, что эта проблема есть всегда и будет всегда, пока будут на дорогах машины, а в школы и детсады будут ходить наши дети. И решать ее надо всем миром и комплексно, помня при этом, что каждый должен делать это в силу своей компетенции и обязанности: учителя и родители — научить, где и как правильно переходить улицу, ГАИ — сделать так, чтобы водители тормозили у знака “Школа”, водители — соблюдать правила, местные власти — поставить ограждения, как предусмотрено и на что должны найтись средства в бюджете... Только так мы сможем жить не только с чувством выполненного долга, но и с уверенностью, что с нашими детьми ничего не случится. А это, согласитесь, дорогого стоит.

e-mail: mara@ng.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter