Живой щит и финансовый меч

Ученые разработали немало методов “лечения” леса от радиации, однако на их внедрение средства практически не выделяются Зеленым барьером оказались на пути “чернобыльского смерча” белорусские леса. Они аккумулировали от 20 до 30 процентов радионуклидов, осевших на территории нашей республики. Загрязненными в той или иной степени оказалось свыше 2 миллионов гектаров лесных насаждений. Наиболее консервативные природные экосистемы леса включили радионуклиды в замкнутый круговорот, стали ключевым звеном, биогеохимическим барьером, собирающим, транспортирующим, уменьшающим поверхностную миграцию радионуклидов. В то же время леса превратились в критические экосистемы, дающие наибольшие дозовые нагрузки на человека вследствие внешнего облучения и миграции радионуклидов. Таким образом, наряду с важнейшей экологической функцией лесов в поддержании равновесия в биосфере они играют определяющую роль и в формировании радиоэкологической обстановки на территориях Беларуси, подвергшихся загрязнению.

Лесная “пыль”
Даже спустя двадцать один год после аварии на ЧАЭС доля наших лесов, загрязненных радионуклидами, превышает 22 процента их общей площади. В силу большой биологической поверхности фитомассы древесных растений, наличия на поверхности почвы лесной подстилки, длительного периода роста насаждений, разноуровневого и неоднородного характера распределения радионуклидов под пологом леса, особенностей их поступления и перераспределения по органам и тканям древесных насаждений и многих других факторов радиационная обстановка в лесах изменяется значительно медленнее, чем в других природно-растительных сообществах.
Еще в середине прошлого столетия отмечалась исключительно высокая радиочувствительность древесной растительности, слабая устойчивость лесных биогеоцинозов к ионизирующим излучениям. По прошествии двух “чернобыльских” десятилетий эта слабая устойчивость стала проявляться в существенном ухудшении санитарного состояния насаждений, прежде всего хвойных, ослаблении их биологической устойчивости в зонах загрязнения свыше 15 ки/кв.км. Это может отрицательно сказаться на экологической роли леса как биогеохимического барьера, препятствующего выносу радионуклидов за пределы загрязненной территории. К таким неутешительным выводам пришли ученые Института леса Национальной академии наук, который находится в городе над Сожем.
Реабилитация без дотации
Леса Гомельщины, наиболее пострадавшей от аварии на ЧАЭС, — огромный полигон для изучения того, как влияют на них радиоактивные элементы. Главное в этом изучении конечно же реабилитация насаждений возможность пользоваться ими человеком без вреда для здоровья. Работы в данном направлении начались в научном учреждении сразу после чернобыльской аварии. Вот только есть “финансовый тормоз”.
— Лесной отрасли в реабилитационных целях не выделяются денежные средства, как, скажем, сельскохозяйственной, которая получает их на внесение удобрений, переспециализацию, создание инфраструктуры. Для лесов ничего подобного не предусмотрено, кроме охраны их от пожаров и лесовосстановления, — говорит заведующий лабораторией проблем почвоведения и реабилитации антропогенно нарушенных лесных земель кандидат сельскохозяйственных наук Николай Булко.
Однако не может быть реабилитации только части загрязненной территории, подчеркивает ученый. Она должна быть всесторонней, комплексной и обязательно включать лесные угодья.
Несмотря на это, работа, как уже отмечалось, не только ведется, но и увенчалась определенными результатами. Самое важное из достигнутого за годы исследований — создание системы методов снижения поступления радионуклидов в лесные насаждения. Она включает фитомелиоративный, агрохимический, химико-мелиоративный и другие методы, каждый из которых имеет свои особенности. Скажем, фитомелиоративный метод заключается в том, что к древесным породам подсаживается подлесок из малины, крушины, других кустарников, которые “берут на себя” часть поступающих в деревья радионуклидов. В итоге древесина получается более чистой, и ее можно использовать в хозяйственных целях.
При агрохимическом методе вносятся определенные дозы (в зависимости от древесных пород) калийных и фосфорных удобрений, доломитовой муки. Химико-мелиоративный метод основан на применении отходов гидролизных производств, в частности лигнина. С его помощью уже через три-четыре года можно получить чистую древесину. Кстати, на обработанных лигнином территориях растут и более чистые грибы и ягоды.
— Недостаток этих методов в том, что они имеют пролонгированный характер, то есть не дают быстрого эффекта, — комментирует Николай Иванович. — Например, если мы внесли калий в 1998 году, то можем рубить насаждения спустя 3—12 лет. И хотя методы в определенной степени затратные, в то же время экономически эффективные. Так, внесение калия на 1 гектар обходится в 117 долларов, а доход от продажи древесины с этого гектара составляет около 100 долларов. В то же время древесину с участков, где калий не вносился, можно будет использовать лишь через 50—70 лет, поскольку уровень ее загрязненности превышает допустимые нормы.
Ограниченность в финансовых средствах, выделяемых на реабилитацию лесных насаждений, привела ученых к поиску методов, основанных на естественно текущих в лесных насаждениях процессах, которые связаны с особенностями поступления радионуклидов в зависимости от состава почвы, степени ее увлажнения и других. На основе полученных данных созданы специальные таблицы и шкалы, которые позволяют определять степень загрязненности древостоев. Если насаждение заведомо “грязное”, целесообразно дождаться, когда оно повзрослеет, и тогда уже пускать в ход удобрения.
Грибные и ягодные карты
Реабилитация “пищевой продукции” леса — другое важнейшее направление работы лаборатории проблем почвоведения и антропогенно нарушенных лесов. Совместно с ГУ “Беллесрад” Министерства лесного хозяйства закладываются специальные контрольные полигоны, где определяются уровни загрязненности грибов и ягод в разных условиях произрастания: в сухих, влажных, при наличии и отсутствии мха, в условиях подлеска и без него, в зависимости от состава насаждений. Уже, кстати, установлено, что в лиственных насаждениях накопления радионуклидов в грибах ниже, чем в смешанных — сосново-березовых. Используя эти данные, ученые планируют составить для каждого лесхоза Гомельской области (возможно, и Могилевской) карты доступности ягодников и мест сбора грибов населением с тем, чтобы снизить дозовые нагрузки. Из-за отсутствия таких карт затруднен и “промышленный” сбор даров леса организациями, которые на этом специализируются. 
— Составление карт — дело достаточно сложное, требующее времени, — говорит Николай Булко. — Нужно собрать определенный научный багаж о накоплении радионуклидов в ягодах и грибах, переработать его, провести сравнительный анализ нескольких сезонов сбора. И только потом можно сделать заключение относительно конкретных участков.
С прошлого года ученые занимаются разведением экологически чистых грибов — вешенок и сиитаке. Используя определенные технологии, их можно успешно выращивать на личных подворьях, дачах. Мини-плантации этих грибов уже заложены в лесхозах Ветковского, Добрушского, Речицкого, Гомельского районов. И все же многие по-прежнему отдают предпочтение сбору грибов в естественных условиях. Так что создание карт не утратило своей актуальности. 
На сей счет есть хорошая новость: эти исследования выделены в пилотный проект, который будет финансироваться из бюджета Союзного государства. Поступление средств ожидается уже в нынешнем году.
Именно таких проектов, финансово подкрепленных, не хватает ученым Института леса в их важной работе по реабилитации лесных насаждений. А потому закономерно пожелание Николая Булко, возглавляющего это направление, чтобы средства все же более активно выделялись государством — они придадут и импульс работе ученых, и сделают ее более эффективной. Да, сиюминутной отдачи ждать не приходится, ее можно получить минимум через три года. Это только для того, чтобы “накрыть” радиацией наши леса, потребовались считанные дни. На реабилитацию же уйдут годы, десятилетия, а в ряде случаев и века.

ПРОЕКТЫ

В “Зубренке” — “Эко-дилижанс” 
В национальном детском оздоровительном лагере “Зубренок” открылась необычная смена — экологическая.
Шестьсот юных экологов из разных городов Беларуси примут участие в реализации нового экологического проекта “Эко-дилижанс”. В рамках этого проекта запланированы походы по экологическим тропам, конкурс “Прозрачные воды Нарочи”, трудовые десанты и много других интересных проектов.
Наталия ВОЛЫНЕЦ, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter