"Животные - как дети"

Пятилетняя Дашка ждет операции.
Пятилетняя Дашка ждет операции. Два дня назад этой рыжей с белыми пятнами кошке поставили диагноз - рак.

- Дочка вот захворала... - видно, что хозяйка очень нервничает. - Врач сказал, резать будут.

На хозяйских коленях Дашка лежит абсолютно спокойно. В отличие от хозяйки, выдержка у нее железная. Только рыжее ухо периодически поворачивается в сторону клетки с подхватившим грипп, а потому отчаянно чихающим волнистым попугаем.

В день через кабинет каждого врача Минской городской ветеринарной станции проходит до сорока больных. Интересно, что себя здешние доктора считают не столько ветеринарами, сколько педиатрами.

- Животные - как дети, - говорит начальник Московского районного отделения станции Вячеслав Рудик, - любопытные, нетерпеливые и сами ничего объяснить не могут.

Зато хозяева порой даже излишне разговорчивы.

- Бывает так, что прибежит какая-нибудь дамочка с любимым котом и как начнет говорить - не остановишь. И о том, что она его на помойке нашла, и что его дети любят, и что он самый умный кот, которого она в своей жизни видела. О симптомах же ни звука. Пока разберешься - половина рабочего дня пройдет.

В приемный покой входят двое мрачного вида кавказцев. Один из них несет на руках щенка пуделя.

- Кто последний?

Несколько минут очередь с интересом смотрит на пуделя. Кто-то спрашивает

: - А что с ним?

- Под машину попал, - следует ответ.

Люди переглядываются. Затем сразу несколько голосов предлагают кавказцу идти без очереди.

Подобные сцены для ветлечебницы - совсем не редкость. Согласно каким-то негласным правилам, более тяжелых больных всегда пропускают вперед. Кстати, что интересно, животные в клинике тоже ведут себя совсем иначе, чем в обычной жизни. Больного кота, кажется, совсем не интересует процесс умывания, которым занят сидящий буквально в полуметре от него хомяк. Известный же своим крутым нравом стаффордшир только зевает, реагируя на писк целой сумки приехавших делать прививку от бешенства котят.

Животные болеют так же, как люди. Как рассказал Вячеслав Васильевич, в настоящее время бич четвероногих и хвостатых - рак. За шесть лет количество хирургических вмешательств, связанных с онкологией, выросло с 4 - 5 в год до 2 - 3 в день. Считавшаяся несколько лет назад сложнейшей операция по удалению яичников сегодня - обычная ветеринарная рутина.

- Раньше мы в основном с инфекционными болезнями сталкивались, - говорит Вячеслав Васильевич, - сейчас они отошли на второй план. Профилактика хорошо поставлена - за этот год только два случая бешенства по городу выявили. Но главное - экология изменилась, причем не в лучшую сторону. А животные это чувствуют гораздо лучше нас. Я по опыту знаю, что от того же, от чего сегодня мучаются наши питомцы, завтра будут страдать люди.

Среди серьезных болезней на втором месте после рака находятся камни в почках. Поражает этот недуг самцов кошек и собак. И, как правило, виноваты в этом сами хозяева.

- Если вы кормите котенка, например, только консервами или мясом, не играете с ним, так что он гуляет исключительно от холодильника до дивана - через два года животное стопроцентно будет нашим пациентом, - говорит Вячеслав Рудик.

Кстати, некоторым из тех, кого хозяева приводят к врачу, ветеринары делать операции просто отказываются. И на это есть причины.

- Привезли однажды зеленую мартышку и просят удалить ей зубы, мол, так и так - детей кусает. Разумеется, мы отказали - это же варварство, насилие над животным.

К слову, среди клиентов лечебницы экзотические животные попадаются довольно часто. Среди тех, кому ветврачи оказывают помощь, черепахи, попугаи ара, ежи, кобры, кролики, енот и даже рысь.

Из операционной выходит хирург и выносит черного кота с забинтованными задними лапами.

- Где хозяйка? Вылечили мы твоего ваську!

"Васька", которого на самом деле зовут Бакс, пал жертвой обычного сквозняка: упал с шестого этажа, сбитый захлопнувшейся форточкой.

- Кто следующий? - интересуется человек в белом халате.

Следующая - Дашка. Кошку укладывают спиной вниз на стол. Заранее выбритый живот смазывают спиртом. На морду надевают специальную маску.

- Наркоз!

Через минуту кошка засыпает с открытыми глазами. Из стерилизатора появляется набор блестящих инструментов.

- Начали! - командует хирург...

фото Игоря МАКАЛОВИЧА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter