Живое пространство

Отличительной особенностью мировой экономики сегодня стало существенное увеличение торговых, финансовых, информационных потоков, значительный рост производственной кооперации, разветвленность хозяйственных связей. Многостороннее деловое сотрудничество — один из важнейших показателей интеграционных процессов, в том числе на просторах бывшего Советского Союза, где вот уже в течение шести лет успешно действует Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта международная организация занимается вопросами, связанными с формированием общих таможенных границ входящих в нее независимых стран — бывших республик СССР, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов и цен. О том, как разворачивается сложный и многообразный процесс интеграции, рассказывает в эксклюзивном интервью обозревателю “Союзного вече” генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Григорий РАПОТА.

— Григорий Алексеевич, нередко можно услышать из уст как простых граждан, так и весьма высокопоставленных чиновников и политиков, что СНГ дышит на ладан, что Содружество Независимых Государств попросту изжило себя. Не этим ли обстоятельством вызвано создание иных межгосударственных структур, в том числе и ЕврАзЭС?
— Чтобы понять сегодняшнюю ситуацию, надо оглянуться на полтора десятка лет назад. Когда создавалось СНГ, целый ряд сложнейших и деликатных вопросов — в то время сугубо внутреннего характера, а позднее ставших международными — не были как следует осмыслены и учтены. По моему разумению, без тщательнейшей предварительной и всесторонней проработки нельзя было принимать такие “судьбоносные” решения, какие приняты известной тройкой в Беловежской пуще. Там в одночасье решили судьбу великой страны — Советского Cоюза. Скоропалительный поступок тогдашних лидеров оказался чреват тяжелыми последствиями: начались приграничные конфликты, возникли экономические споры, появилась масса других проблем. Будь в то время желание осмыслить и критически оценить все это, наверное, можно было бы сделать вывод, что речь идет о чем-то гораздо более значимом, чем просто замена старой аббревиатуры СССР на новую — СНГ.
Это первый урок, который мы постоянно учитываем в работе ЕврАзЭС: любой вопрос требует тщательной экспертной проработки и осмысления вероятных последствий.
Другой важный фактор: в Беловежской пуще стартовал процесс выстраивания суверенитетов. Слово “независимые” в названии Содружества Независимых Государств оказалось ключевым. В течение пятнадцати лет все страны СНГ занимались своими суверенитетами, посчитав именно эту задачу приоритетной. Понятно, им надо было выживать, полностью сосредоточившись на собственных национальных проблемах. Тогда, откровенно говоря, было не до Содружества. К тому же из Москвы раздавались заявления достаточно ответственных людей, что, дескать, новые независимые государства — это оковы на ногах России. Звучали и такие вульгарные высказывания: “Никуда они не денутся, все равно к нам придут”. Все это формировало отнюдь не самое благоприятное отношение к России.
СНГ действительно не сумело в полном объеме решить те задачи, которые перед ним ставились. И все же, несмотря на трудности и противоречия, было достигнуто главное — сохранен и продолжен конструктивный диалог между лидерами государств. Благодаря ему в рамках Содружества зародились новые дееспособные организации, в том числе и ЕврАзЭС.
Наш учредительный договор подписан в октябре 2000 года в столице Казахстана городе Астане и скреплен подписями президентов пяти государств: Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В мае 2002 года статус наблюдателей был предоставлен Молдове и Украине, в 2003-м удовлетворена аналогичная просьба Армении, а в январе нынешнего года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. И это, полагаю, не предел — наша организация открытая, ее членом может стать любое государство, принявшее на себя соответствующие обязательства и неукоснительно их исполняющее.
— Россия как крупнейшая держава доминирует в ЕврАзЭС?
— Это не так. Тот, кто рассматривает экономическую интеграцию на постсоветском пространстве как некую попытку возродить СССР, глубоко заблуждается. Россия в ЕврАзЭС ведет себя корректно и своей точки зрения, своей воли никому не навязывает. Мы делаем все возможное, чтобы эффективнее использовать экономический потенциал каждой страны. Стараемся следовать в этом смысле современным глобальным тенденциям. Это находит отклик в мировом сообществе. Три года назад ЕврАзЭС получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, что, безусловно, свидетельствует о возросшем авторитете нашей организации на международной арене.
— Какие цели для ЕврАзЭС являются приоритетными?
— Изначально перед нами ставились такие главные задачи: совершенствование режима свободной торговли, создание таможенного союза и в конечном счете формирование единого экономического пространства.
Режим свободной торговли к настоящему времени в рамках ЕврАзЭС уже существует, причем без изъятий, хотя и с некоторыми ограничениями. Обеспечивается свободное передвижение товаров, произведенных на территориях государств-участников. Второй шаг — создание таможенного союза. Решением этой задачи мы как раз сейчас занимаемся.
На итоговой пресс-конференции во время сочинской встречи глав государств Содружества в августе этого года Председатель Межгосударственного совета ЕврАзЭС, Президент России Владимир Путин подчеркнул: все документы, необходимые для создания правовой базы таможенного союза, должны учитывать степень готовности каждого из государств к участию в этом союзе.
Подписан и согласован документ, поручающий секретариату Сообщества и трем членам ЕврАзЭС — России, Казахстану и Беларуси — предпринять необходимые усилия для формирования правовой базы таможенного союза пока в рамках трех государств. Кстати, замечу: импортный таможенный тариф между Россией и Беларусью глубоко гармонизирован и охватывает уже свыше 90 процентов всей товарной номенклатуры.
— Быть членом ЕврАзЭС выгодно?
— Безусловно, ибо страны — участницы нашей организации имеют больше возможностей для доступа на рынки. К примеру, недавно подписано соглашение о едином товарном знаке. Если он присуждается или ставится на товар, это означает, что товар может обращаться на территории ЕврАзЭС без какой-либо дополнительной сертификации и лицензирования. Раньше было по-другому. Допустим, произвели лекарства в Беларуси, а выставили на продажу в России. На них нужно было получать лицензии и от российских органов. Теперь же лекарству с единым товарным знаком повторного лицензирования не требуется.
Членство в ЕврАзЭС дает хороший шанс на разностороннюю помощь партнеров. Проводимая странами Сообщества инвестиционная политика, а также углубление интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС способствуют увеличению объемов взаимных вложений. Так, в 2005 году инвестиции стран Сообщества в реальный сектор экономики России по сравнению с предыдущим годом выросли почти на 70 процентов и составили 1,3 миллиарда долларов США. Инвестиции из Беларуси в Россию увеличились на 53 процента и составили 447 миллионов долларов.
Совместно легче решать задачи в таких важных сферах экономики, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство. На общую пользу направлено развитие рынка высокотехнологичных товаров, к примеру, белорусских сельхозмашин, российских энерготурбин, узбекских самолетов.
Серьезным подспорьем для инвестиционной деятельности становится Евразийский банк развития, созданный в этом году. Пока это международное финансовое учреждение с уставным капиталом в полтора миллиарда долларов базируется на взносах России и Казахстана. С 3 июня соглашение о создании банка вступило в силу и открыто для присоединения к нему государств и международных организаций.
— Наряду с экономической деятельностью ЕврАзЭС декларирует и социально-гуманитарную. Хотелось бы знать ваше мнение о миграционной политике...
— Это сложный комплексный вопрос. Современная Россия — одна из наиболее привлекательных для массовой иммиграции стран, во всяком случае в Евразии. По максимальным оценкам, сейчас в России находится около 15 миллионов иммигрантов. И при этом значительная часть их прибыла в нашу страну фактически нелегально, без соблюдения формальностей, предусмотренных законом. Однако замечу, что это отнюдь не улица с односторонним движением. Миграционный процесс скорее напоминает бурный водоворот. Едут не только в Россию, но и из России — в Казахстан, Беларусь... Таджики перемещаются в Россию, и в то же время в Таджикистане трудится примерно 20 тысяч гастарбайтеров из Китая. Узбеки едут в Киргизию, киргизы — в Узбекистан и т.п. Через границы постоянно происходит миграция, а ее, к сожалению, сопровождают опасные негативные проявления: наркотрафик, терроризм, засилье на наших рынках перекупщиков, торгующих некачественными товарами.
Но значит ли это, что нужно бороться с миграцией как явлением? Нет, конечно. А вот навести в этом деле порядок необходимо, как необходимо создать иммигрантам нормальные условия существования.
Когда мы жили в СССР, замечательно было сознавать, что в любой момент ты можешь взять билет и поехать в любой конец Союза. Без всяких виз и досмотров, что, естественно, создавало чувство психологического комфорта и защищенности. Но то была одна большая страна, а сейчас мы живем в разных государствах. Тем важнее лучше знать друг друга, поощрять взаимопроникновение культур и языков. Известно ведь, что язык ведет к познанию страны, а познание страны вызывает симпатию к ее народу. Не случайно в Московском государственном лингвистическом университете положено начало хорошей практике — изучению языков народов бывших советских республик.
Позитивным примером для остальных государств нашего Содружества я назвал бы российско-белорусские отношения в сфере миграционной политики как в рамках Союзного государства, так и вне этих рамок. Граждане России и Беларуси давно и свободно перемещаются по нашим территориям без излишних чиновничьих формальностей и пограничных строгостей.
С этой темой перекликается другая — необходимость транспортного союза для формирования в перспективе единого транспортного пространства государств ЕврАзЭС. Тут и социально-гуманитарный аспект, и, безусловно, экономический. Программа формирования единого транспортного пространства, полагаю, будет реализована до 2015 года. Если иметь в виду и единое таможенное пространство, то мы наконец решим наболевшую проблему — исключим задержки и затраты, связанные с проведением таможенных процедур при пересечении поездами и трейлерами границ между государствами Сообщества. В результате срок доставки транзитных грузов уменьшится в два-три раза.
Словом, дел впереди очень много, а главная цель одна — сделать страны ЕврАзЭС экономически конкурентоспособными, а значит, создать реальные предпосылки для существенного улучшения жизненного уровня наших народов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter