Шумилинский агробизнесмен Юрий Семенов убедился, насколько изменилось отношение к ему и коллегам

Живи, «Родник», роди

Шумилинский агробизнесмен Юрий Семенов на личном опыте убедился, насколько в лучшую сторону изменилось отношение к нему и его коллегам


ЮРИЙ СЕМЕНОВ стал фермером в 1991 году. Агробизнесом начал заниматься в числе первых не только в Шумилинском районе, но и на Витебщине. Движение это только зарождалось, отношение к новому виду хозяйствования было неоднозначным. От категоричного отрицания «Зачем фермерам давать землю, все равно страну не накормят» до безоговорочного «за». 

Подобные высказывания Юрий Викторович не раз слышал и в свой адрес. Но желание самореализоваться, доказать, что и фермерство может развиваться наравне с общественным сектором, взяли верх. Хотя он до сих пор недоумевает, почему возрождающийся тогда старый вид хозяйствования на земле называли новой формой. Таковой, по его мнению, нужно считать колхозы и совхозы. А фермерство было и раньше, только под другим всем известным названием. 

СНАЧАЛА ему выделили 54-гектарный участок, в том числе 46 гектаров пашни. На это ушло около семи месяцев. Все были как будто бы «за», но на деле никто ничего не делал. Не то что теперь, когда все вопросы, вплоть до регистрации хозяйства, можно решить в течение нескольких часов. 

Выделялись тогда фермерам не лучшие участки. Хотел обосноваться на берегу Двины, где было пустующее здание голов на сто КРС. Но отказали, о чем не жалеет. Было далеко и неудобно. 

Уже через пару лет хозяйствования понял — надо расширяться. Написал в райисполком заявление, предложил бизнес-план дальнейшего развития, показал результаты работы. Мол, нарежьте земли еще, негде развернуться. 

Перспективы развития «Родника» у чиновников сомнений не вызывали. Он заметно прибавил в работе, полученные сельхозугодья использовались по-хозяйски. В просьбе не отказали. В результате его владения расширились почти до 400 гектаров. Около ста из них были в пожизненно наследуемом владении, остальное — арендовал. 

Так хозяйничал около десяти лет. Выращивал картошку, зерновые. В целом дела шли неплохо. Иногда даже лучше, чем у некоторых сельхозпредприятий. Поэтому, когда встал вопрос, как быть с местным колхозом «Ленинский призыв», который не мог свести концы с концами, предложили взять его  на буксир «Роднику». «Прицеп» оказался довольно весомым. Сколько было долгов, Юрий Викторович уже не помнит. Но в память врезалось другое — активы сельхозпредприятия, то есть стоимость всего его имущества, не превышала количество долгов. Так что экономика складывалась не в пользу фермера-инвестора. 

— Над предложением — брать или не брать хозяйство — раздумывал немало, — вспоминает Юрий Семенов. — Просчитывал варианты, возможные последствия, накладывал трафарет фермерского хозяйства на весь «Ленинский призыв»: какие культуры придется выращивать, сколько можно получить зерна, картофеля, заготовить кормов, какую получить отдачу, иметь эффективность. Очень важно было не просчитаться. Затраты брал по максимуму, прибыль — по минимуму. При всех расчетах получался небольшой плюс. Поэтому решил рискнуть — присоединять на ладан дышавшее тогда сельхозпредприятие. 

Аналогичный «брачный союз» в 2001—2004 годах заключили еще несколько фермеров. Шумилинский «Родник» и «Ленинский призыв», например, породнились в начале марта 2002 года. Если в первом работало четыре-пять человек, в зависимости от времени года, то во втором — 154. Теперь всех вместе около 90. Глава фермерского хозяйства сразу никого не увольнял. Но позже с кем-то пришлось расстаться за нарушение трудовой дисциплины, кто-то вышел на пенсию или ушел сам. Каждому сохранил полный социальный пакет, ко всем было одно требование — добросовестно относиться к своим обязанностям. Специалисты работают по контракту, рядовые рабочие — по трудовому договору. Труднее всего было переломить психологию людей, пока каждый не понял: прежде чем получить зарплату, ее нужно заработать.

ВЕСНУ 2002 года глава фермерского хозяйства помнит до сих пор. Снег по пояс, кормов для общественного, а теперь уже его скота — на четыре дня. Зарплату люди не получали три, а кое-кто и четыре месяца. Обещанных льготных кредитов не дали, а долги колхоза были настолько большими, что в банк можно было не идти. Поэтому пришлось выживать за счет накопленных собственных средств, подкорректировать структуру посевных площадей, специализацию. И, как бывает в таких случаях, укреплять производственно-технологическую дисциплину. 

Теперь у «Родника» 3291 гектар сельхозугодий, из них 2287 гектаров — пашня. По современным меркам сельхозпредприятие небольшое, но как фермерское — приличное. От животноводства не отказался. Без него не будет органики. Да и от молока можно получать неплохую отдачу. Усовершенствовал технологию производства семенного и продовольственного картофеля. В районе выращивает его только он, поставляет элиту, а также элиту зернобобовых культур. Впервые в области на промышленной основе два года выращивал сою. И если некоторые полагают, что эта культура не для северных районов республики, то Юрий Семенов с ними не согласен. Она давала прекрасные урожаи. К тому же появились новые высокоурожайные белорусские сорта. Можно было заниматься соей и дальше, но ее перестали брать хозяйства. 

— Чтобы использовать сою для приготовления комбикормов, ее необходимо термически обработать, — посвящает в некоторые технологические особенности глава хозяйства. — Но в области сделать это невозможно из-за отсутствия специального оборудования. Поэтому поставил на ней пока не точку, а многоточие...

Исключил из севооборота и люпин. Да, культура ценная, поглощает из воздуха азот, переводит его в связанное состояние. Однако есть у нее серьезный недостаток — часто болеет антракнозом. КФХ «Родник» известно еще и как элитхоз по производству крестоцветных культур. Около 40 процентов ярового рапса, например, в регионе высевают его семенами. А Витебский маслоэкстракционный завод свою сырьевую зону обеспечивает посевным материалом этого фермерского хозяйства. Здесь можно получить и суперэлиту многолетних трав. Несколько местных сельхозпредприятий уже обменяли их на зерновые культуры. 

До присоединения колхоза Юрий Семенов занимался и производством лекарственных трав. Выращивал аптечную ромашку, валериану, пустырник, календулу. Дело это выгодное. Технологией не раз интересовался в столичном медуниверситете, щучинском совхозе «Большое Можейково». Некоторыми лекарственными травами фермерское хозяйство полностью обеспечивало весь регион. Каждую партию сдавали на анализы. И ни одну из них ни разу не забраковали. К качеству претензий не было. Технологию выращивания череды, например, в фермерском хозяйстве отрабатывали года три. Спрос на нее был стабильным.

А потом на выращивание лекарственных трав ввели лицензирование. Нужно было иметь своего фармацевта, закупить специальное оборудование для проведения анализов. Такую роскошь «Родник» позволить себе не мог. В результате от трав пришлось отказаться. Пожалуй, навсегда, считает глава хозяйства. Теперь все внимание совершенствованию технологии традиционных сельхозкультур. 

ЮРИЙ Семенов возглавляет областную ассоциацию фермеров, исполняет обязанности председателя совета Белорусского общественного объединения фермеров. Все проблемы коллег ему хорошо знакомы. На личном опыте убедился, насколько в лучшую сторону за последнее время изменилось отношение к фермерам, как они прибавили в работе. Некоторые в последнее время работают уже эффективнее, чем сельхозпредприятия. В конце октября на совместном заседании обеих палат парламента это подтвердил и министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. По его словам, эффективность фермерских хозяйств на 8 процентов выше, чем сельхозпредприятий в целом. 2,9 тысячи их уже дают два процента валовой продукции сельского хозяйства. 

Поинтересовался у Юрия Семенова: зачем ему это надо, не жалеет ли он о своем выборе? Тот отделался шуткой:

— Сожалеть о сделанной глупости — глупость двойная. 

Если судить по ответу, то не жалеет. С райисполкомом и райсельхозпродом все производственные вопросы решает с учетом личных и районных интересов, предлагая встречные планы. Всегда находят общий интерес. Зачем кому-то в районе еще выращивать, например, картофель, если с этим прекрасно справляется фермерское хозяйство. Технология отработана до мелочей. 

— В этом году с каждого гектара «Родник» получил более 330 центнеров картофеля, увеличив его производство на 24 процента, — говорит начальник райсельхозпрода Василий Меньков. — Хозяйства заключили с ним договоры на приобретение семян однолетних трав. Высокие здесь и надои молока. На базе КФХ уже не раз проводили районные семинары по выращиванию сельхозкультур.

Так что заключенный в 2002 году «брачный союз» — союз по расчету между «Родником» и «Ленинским призывом» — оказался не напрасным. Так что живи, «Родник», роди.

zybulko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter