Календарь и традиции

Живи и помни

Понедельник наступающей недели, второй после Пасхи, в некоторых местностях у нас называли «Жывой Радунiцай» — в противоположность следующему за ним вторнику, дню общепринятой Радоницы (25 апреля). На «Жывую Радунiцу» рекомендовалось сажать, сеять сельхозкультуры, проводить обрезку деревьев, но вот работать за «кроснамi» женщинам запрещалось на протяжении всей Фоминой недели.


27 апреля в традиционном народном календаре Антон. Если к этому времени земля достаточно напиталась влагой, можно ожидать хорошего лета и доброго урожая. Так и говорили: «Па Антонавай вадзе на хлеб загадвай». Антону кланялись и те, кто страдал от зубной боли. Кстати, наши предки старались есть первые зеленые побеги молодого чеснока — «каб зубкi былi, як часнык».

Радоница («Радаўнiца», «Радунiцкiя дзяды») отмечается на 9–й день после Великодня — подобно «дзевяцiнам» после ухода человека в мир иной. Вообще, девятый день в народной системе «ушанавання» предков всегда считался одним из ключевых и окрашивался особой сакральностью. Радоницу можно назвать торжеством, так как в ней присутствуют и печаль об ушедших близких, и радость от возрождения природы. По давним поверьям, тот, кто первым придет поутру на Радоницу к родным могилам, на протяжении всего года будет получать поддержку и помощь предков во всех делах и здоровье никогда его не подведет.

Известно, что в некоторых регионах Полесья вместо Радоницы в четверг Пасхальной недели отмечали так называемый «Наўскi Вялiкдзень». А на востоке Беларуси функцию Радоницы приняли на себя летние «Траецкiя (Сёмушныя) дзяды». Встречались также поселения, где Радоницу принимали только женщины. Существовало у этого дня и еще одно древнее название — «Грэць бацькоў». Связывалось оно с обычаем разжигать костры в память ушедших из жизни предков.

На центральной Минщине существовал обычай, по которому прежде чем посетить родные могилы, отправлялись «на высокие курганы» — к самым далеким, общим предкам. Эти курганы каждый год специально подсыпали, чтобы потом на их вершинах закапывать крашеные яйца и оставлять немного еды для предков. Иногда там раскладывали костры или просто высыпали горящие угли. Горшки, в которых угли приносили из дому, вдребезги разбивали. Большинство белорусских курганов относится к концу первого — началу второго тысячелетия, известны насыпи времен Средневековья. Чаще всего истории их возникновения повествуют о захоронениях богатырей–«волатаў», которые в трудную для родной земли годину поднимаются и встают на защиту своего народа. Но только в том случае, если потомки о волотах помнят и ведут себя по жизни «як належыць». О некоторых курганах говорили, что в них спрятаны необыкновенные сокровища. И открываются эти «скарбы» в некое особое, знаковое, время и не всякому человеку. По ночам над такими курганами виден огонь или призрак всадника на белом коне. Любопытны названия курганов: «Валатоўкi», «Гуслiшчы», «Дудкi», «Цымбалы», «Шведскiя магiлы», «Французскiя магiлы», «Дзявочыя магiлы», «Старыя клады», «Змяiнкi»... На Лепельщине на Радоницу молодежь украшала курганы гирляндами из «зелянiны» и водила там хороводы.

Как всегда, присматривались к погодным явлениям. Если Радоница совпадала с молодиком, ожидали хорошего урожая. Луна находится в последней четверти — особой надежды на достаток в этот год не питали. Кстати, на Радоницу, в первой половине дня, часто идет дождь — считается, так сама природа скорбит и плачет по ушедшим. В некоторых местах на Радоницу проводили «кiрмашы», где продавали в основном выпечку — пряники, баранки, хворост; пиво и знаменитые белорусские настойки на травах.

С давних времен и по сей день Радоница в Беларуси почитаема, ведь она святой памятью соединяет в единую повязь тех, кто был до нас, тех, кто есть сегодня, и тех, кто будет после.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter