"Живая вода" для Августовского канала

Это гидротехническое сооружение до сих пор удивляет специалистов.
Это гидротехническое сооружение до сих пор удивляет специалистов. Ведь строили Августовский канал 180 лет назад. Да и аналогов у него во всей Европе немного. Ровесники - знаменитый британский Каледонический канал и канал Гота в Швеции - выполнены с куда меньшим техническим размахом. В нынешнем году Августовский канал внесен в Государственный список историко-культурных ценностей нашей страны.

У него богатая и непростая история. Скоро в ней появятся новые страницы: в белорусском правительстве будет рассмотрен вопрос о реконструкции Августовского канала. Такое поручение Совет Министров получил от Президента. С мотивированной запиской по этому вопросу к Президенту обратился председатель Комитета государственного контроля Анатолий Тозик. Занимаясь проблемами развития еврорегиона "Неман" в рамках совместного белорусско-польско-литовско-российского проекта, специалисты Комитета госконтроля тщательно изучили возможности восстановления белорусской части канала, соединяющего Неман с бассейном Вислы. Проанализировали польский опыт. Ведь канал, общая протяженность которого больше 100 километров, проходит по территории двух государств: 80 километров он тянется по польской земле, а 21,2 - по белорусской. Польская часть канала действует и работает в основном на туристический бизнес.

Строительство искусственных водных артерий на нашей земле в свое время было целой программой. Огиньский канал еще в XVIII веке соединил Ясельду со Щарой, Королевский канал - Пину с Мухавцом. Затем пришла очередь Августовского. Ему предназначалось стать важнейшей частью водного пути, соединяющего Неман с Вислой и ведущего к Балтике. Сторонником строительства был князь Франтишек Друцкой-Любецкой, предложивший свой проект Александру I. В мае 1824 года император издал указ о реализации грандиозной идеи. Через два месяца Административный совет Королевства Польского, на правах автономии входившего в Российскую империю, утвердил технический проект, и уже в конце июля того же года началось строительство. Оно заняло пятнадцать лет и обошлось императорской казне в полтора миллиона рублей серебром, что равнялось 14 миллионам польских злотых. Было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов, 24 объекта для обслуживания канала. Теперь пятая часть и четыре шлюза канала находятся на белорусской стороне, на протяжении четырех километров белорусско-польская граница идет по самому каналу.

По-своему его гранило время. Сделали свое "дело" пушки и бомбы нескольких войн. Перед Второй мировой войной вдоль канала началось строительство так называемых "зубов Сталина" - целой черты дотов, на подступах к которым вскоре развернулись бои. Затем в ходе партизанских операций взлетели на воздух многие плотины, мосты. Но канал выжил. Только сильно пострадала его восточная - белорусская - часть. После войны она уже не использовалась и постепенно приходила в запустение. А в конце 50-х годов вообще была снята с баланса и стала, по сути, бесхозной.

И все-таки Августовский канал еще может поработать на Беларусь. К такому выводу пришли специалисты Комитета государственного контроля после глубокого изучения всего комплекса природоохранных мер в Августовской пуще, многочисленных консультаций в белорусских министерствах и отраслевых комитетах, а также знакомства с польским опытом использования канала. Идею восстановления канала поддержали во всех заинтересованных министерствах, комитетах и исполкомах.

Заинтересованы в этом и многие туристические фирмы. Ведь канал и окрестности являются идеальным местом для туризма. Прекрасные ландшафты Августовской пущи, которая сама по себе является ценной экосистемой, где обитает большое количество редких животных и птиц. Рядом расположены многие объекты гражданской, культовой и оборонной архитектуры. Это и садово-парковые комплексы XVII - XIX веков, дворец в Святске, усадьба в Радзивилках, церкви и костелы в Сопоцкине, Голынце, Василевичах, Перстуни, форты времен Первой мировой войны и оборонительные сооружения гродненского укрепрайона, построенные в 1939 - 1941 годах. Канал, в частности, по примеру его польской части может стать весьма привлекательным для байдарочников и любителей прогулок на катерах. В Польше, например, до 300 человек ежедневно выводят свои байдарки на его водную гладь, до 60 тысяч туристов используют прогулочные катера. Развит велосипедный и автомобильный туризм вдоль канала. В государственный и местный бюджеты от этого поступают значительные средства. Гостиницы, рестораны, кафе, пункты проката и других услуг позволили создать значительное количество рабочих мест для населения. Весь этот опыт можно перенести и на белорусскую почву. Откроются возможности и для развития семейного бизнеса, ведь многие туристы предпочтут ночлег не в отеле или кемпинге, а в сельском доме, ресторанной кухне - домашнее угощение.

Впрочем, есть виды на канал и как на производственный объект. Концерн "Белэнерго" намерен использовать его гидроресурсы для получения электроэнергии, в районе шлюза "Немново" уже заканчивается возведение электростанции мощностью 250 киловатт. Со временем появятся еще две.

В восстановлении белорусской части Августовского канала заинтересована и польская сторона. Ведь это расширит возможности для развития туристического бизнеса по обе стороны границы, возродит уникальный памятник инженерного искусства. С учетом прекрасных ландшафтов он может стать весьма привлекательным для любителей странствий со всего мира - настоящей "Северной Венецией".

В ноябре председатель Комитета государственного контроля Анатолий Тозик побывал в Польше. Среди прочих вопросов государственного сотрудничества обсуждались и проблемы, связанные с реконструкцией Августовского канала. Польская сторона выразила готовность взять на себя финансирование работ по восстановлению расположенного на границе шлюза "Кужинец". Для этого будет выделено около 240 тысяч евро. Помимо прочего, поляки обещали содействие в привлечении на реконструкцию канала средств других государств и международных фондов. Совместные расчеты показывают, что за счет иностранных инвесторов можно было бы произвести до 30 процентов работ по восстановлению канала.

Идея восстановления Августовского канала витала в Беларуси давно. Десять лет назад институт "Белгипроводхоз" сделал технико-экономический расчет его реконструкции. В 1996-1997 годах была произведена выемка грунта на небольшом участке, проведены подготовительные работы по восстановлению водосбросного шлюза "Кужинец". Но, сдвинувшись с места, дело опять останавливалось. Сил одной отрасли явно не хватало. Изучив проблему, в Комитете государственного контроля пришли к выводу, что ее решение возможно на основе комплексного подхода, который позволил бы объединить усилия и возможности многих. Этот тезис и был положен в основу специальной записки на имя Президента.

И вот приходит время, когда возрождение канала станет государственной заботой. Президент поручил Главе Администрации Уралу Латыпову и исполняющему обязанности Премьер-министра Сергею Сидорскому рассмотреть вопрос в правительстве и подготовить проект соответствующего указа. В нем и будут расставлены все акценты: определены сроки, источники финансирования, ответственные за проведение работ по восстановлению этой исторической ценности нашей страны. Для Августовского канала этот указ станет "живой водой", возвращающей жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter