Завтра в Национальном художественном музее открывается выставка "Айвазовский и маринисты" к 200-летию со дня рождения знаменитого пейзажиста

Живая вода Айвазовского

Завтра Минск накроет «Буря». Грандиозное полотно Ивана Айвазовского о трагедии на Азовском море впервые после реставрации покажут всем любителям и ценителям серьезной академической живописи. До конца лета увидеть море глазами самого известного из маринистов можно в Национальном художественном музее. Выставка «Айвазовский и маринисты» — подарок минчанам и гостям города к 200–летию со дня рождения художника, перед картинами которого, говорят, робели даже бывалые моряки.

Каждый из четырех музейных залов — своеобразная энциклопедия и одновременно путеводитель по одному из самых захватывающих жанров изобразительного искусства. К слову, практически все произведения — из фондов НХМ. А это — почти 40 живописных и графических работ.


— Некоторые из них гости уже могли видеть в 2012 году, когда у нас в последний раз проходила крупная выставка маринистов «Иван Айвазовский и морской пейзаж XIX — XX вв.», — проводит экскурс в историю заведующий отделом русского и зарубежного искусства музея Алексей Хоряк. — Но тогда, увы, мы не показали нашу главную жемчужину, «Буря на Азовском море» не могла экспонироваться по состоянию сохранности. Чуть позже мы нашли партнеров, которые выделили 3 тыс. долларов и помогли с покупкой рамы. Все–таки размеры полотна серьезные — 2,13 на 3 метра.

Корреспонденты «СБ» прогулялись по залам и вместе с Алексеем Петровичем в деталях и мазках рассмотрели самые примечательные работы лучших маринистов XIX в.


1. Иван Айвазовский

«Буря на Азовском море в апреле 1886 года» (1887 г.)

— Это самая большая картина художника из наших фондов. В музей она попала из частной коллекции Лидии Руслановой, а до этого ее владельцем был исследователь Арктики Владимир Русанов. В советский период «Буря...» время от времени появлялась на выставках, но затем ее пришлось убрать в запасники — пожелтел лак, сильно изменились тонировки. Восстанавливали буквально по миллиметрам.

Картина имеет еще две авторские версии: одна, под названием «Кораблекрушение», находится в Румынии, вторая — «Буря» — в Ярославле. У нас, считаю, лучший вариант этой работы, самый драматичный. В основе сюжета — реальная история, которая и вдохновила художника на создание полотна. В результате непогоды и сильной бури весной 1886–го корабль «Ястреб» начал тонуть, судно разнесло в щепки. Из всего экипажа выжил лишь один человек — матрос Еремченко, который привязал себя к мачте и провисел там несколько суток, ожидая помощи.

КСТАТИ. Рассказывают, что предыдущий директор музея Елена Аладова лично ездила к Лидии Руслановой и вела переговоры о приобретении картины, после чего певица сама приезжала в музей за гонораром.


2. Иван Айвазовский

«Ниагарский водопад» (1892 г.)

— На мой взгляд, одна из самых неизбитых работ Айвазовского. Всем известны его морские пейзажи, фрегаты, бури и штормы, а вот Ниагарский водопад в его исполнении, уверен, станет для многих открытием. Находясь в Нью–Йорке, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне полотна, художник воссоздал водопад с удивительной точностью.

В 1892 году Айвазовский путешествовал по Америке, а спустя год принял участие в Международной выставке в Чикаго, где ему выделили целый (собственный!) зал и где экспонировалось это произведение. Не так давно у нас в гостях была гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Увидев «Ниагарский водопад» в одном из залов, она выразила недоумение: почему, мол, ее сотрудники не попросили у нас это полотно для грандиозной выставки, которая проходила в 2016 году в Москве и была приурочена к юбилею со дня рождения художника?

КСТАТИ. В фонды нашего Художественного музея самый ранний вариант картины попал в 1981 году из частной коллекции.


3. Иван Айвазовский

«Лунная ночь в Амальфи с группою бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж» (1845 г.)

— Эта картина написана в Петербурге после возвращения Айвазовского из пенсионерской поездки — заграничной стажировки молодых художников, в которую их отправляла Императорская академия художеств за выдающиеся результаты в учебе. Кстати, свое мастерство за границей, помимо Айвазовского, совершенствовали также Шишкин, Брюллов, Репин — все те, кого мы сегодня называем классиками русской живописной школы.

С этой работой также связана одна любопытная история. «Лунная ночь...» могла бы украшать императорские покои. Современники свидетельствовали, что, прогуливаясь как–то по набережной Невы, Айвазовский встретил императора Николая I. Тот, увидев незадолго до этой встречи работу, пожелал ее приобрести. Но художник, поразмыслив, вежливо отказал: дело в том, что пейзаж он писал по заказу для министра юстиции Виктора Никитича Панина в паре с еще одним произведением. Будучи человеком слова и несмотря на просьбу государя, Айвазовский все же отдал работу первоначальному заказчику. Что, на мой взгляд, многое говорит о его личных и человеческих качествах.


4. Василий Суриков

«Крым. Симеиз. Берег моря» (1913 г.)

— Эта акварельная работа несколько выбивается из общей концепции выставки. Дело в том, что мы постарались преимущественно представить живопись художников академического круга, таких как Айвазовский, который до конца жизни остался верен этой традиции. Здесь же мы видим работу скорее реалистичную. Реализм как направление выходит на первый план начиная с 60–х гг. XIX в., когда академизм уже не так сильно котируется. Обратите внимание: композиция становится проще, здесь меньше нарочитой эмоциональности, а больше лаконизма и простоты.


6. Валентин Серов

«Амстердам» (1885 г.)

— Здесь уже другой Серов, стилистика этой работы совсем иная, нежели, скажем, в «Девочке с персиками». Несмотря на скромные размеры и на то, что это графика, конкурировать с ней многим более монументальным полотнам тяжело. Произведение предельно выразительно, лаконично, с одной стороны, эмоционально — с другой. И вновь перед нами, по ощущениям, художник скорее XX в., нежели XIX в.


5. Алексей Боголюбов

«Пожар в Кронштадте» (1875 г.)

— Боголюбов, с одной стороны, продолжал академические традиции Айвазовского. Но с другой — он учился во Франции и в какой–то мере впитал традиции импрессионизма, что отчетливо видно по этой работе. Здесь уже не академическое гладкое письмо, а сконцентрированная эмоциональность, взволнованность, обобщенность — то, что свойственно именно импрессионистам.

Сюжет, к слову, тоже не канонический. И, на мой взгляд, он больше тяготеет к русскому искусству начала XX в., когда импрессионизм только начинает входить в моду.


7. Николай Досекин

«Устье Темзы» (1886 — 1896 гг.)

— Признаюсь честно: очень люблю эту работу. И лично мне «Устье Темзы» больше напоминает фотографию, которая выхватывает кусочек реальности. Несмотря на размеры, она подкупает своей монументальностью и выразительностью. И тяготеет скорее не к русскому искусству второй половины XIX в., а к искусству европейскому того же периода. Очень сильная работа.

СПРАВКА «СБ»

Всего на выставке покажут 42 картины, из них 13 живописных и две графические работы Ивана Айвазовского.

leonovich@sb.by

Фото Александра КУЛЕВСКОГО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter