Живая вода

Первое путешествие по Августовскому каналу
Первое путешествие по Августовскому каналу

Навсегда остается с человеком только то, что он видел, и то, что он знает. Теперь я точно знаю: я видела, как восстает из небытия история, забытая и заболоченная. В минувшие выходные я побывала в первом путешествии по Августовскому каналу.

Впрочем, назвать мой вояж полноценным путешествием по каналу, наверное, все–таки нельзя. Потому как классика жанра подразумевает спуск на байдарке или каяке с польской части канала и завершение прогулки уже под Гродно. Чтобы охватить 101 километр уникального водного сооружения. Кстати, польские туристы с нескрываемым удовольствием уже бороздят воды и белорусской части канала. Правда, на всех наших шлюзах идет реконструкция, и условия не всегда подходящие. Но неунывающие туристы то и дело прыгают в воду, выталкивая застрявшую в узкой протоке байдарку. В некоторых местах русло канала отведено во временный рукав, и путешественники несут на плечах свои каяки.

О реконструкции канала говорят и пишут немало. Возрождение этого важного для истории и культуры страны объекта имеет огромное значение. Но пишут и говорят, спорят о его туристической и инвестиционной притягательности в основном в минских, в крайнем случае в гродненских кабинетах. Мол, на самом канале работы только–только набрали ход: инфраструктуры нет, пейзаж, как на любой стройке, — грязно, шумно и пыльно. Однако турфирмы устали ждать у моря погоды. Не сомневаясь в светлом будущем одного из самых именитых каналов в Европе (у него ведь только два аналога — британский Каледонский канал и канал Гота в Швеции), они начинают осваивать новый маршрут: в минувшие выходные состоялась первая поездка минских туристов по каналу и его окрестностям.

— Наблюдать реконструкцию даже интереснее, чем увидеть уже готовый продукт, — считает туристка Людмила Полевик. — Есть ощущение собственной причастности к истории.

Работы на канале идут и в выходные. На самом большом трехкамерном шлюзе Немново воды сейчас нет. Каменщики предприятия «Гроднопромстрой» отбивают булыжники, которыми была вымощена чаша шлюза. Впрочем, демонтируют только те части, которые невозможно восстановить. Весь камень, что остался от прежнего сооружения, пронумерован и будет сохранен. Чашу выкладывают специальным облицовочным кирпичом, который не так впитывает влагу. Кладут его особым способом — стоя.

— Никогда раньше не приходилось с такой работой сталкиваться, — признаются ребята–каменщики Валера Малько и Николай Кузикевич, — сложная укладка. Работа идет не слишком быстро. Зато тщательно. А вы сюда через год, девушка, приезжайте — на лодке покатаемся.

Когда ехала (а пятичасовая дорога из Минска располагает к раздумьям), размышляла о том, что у канала огромная история, но нет у нее прикладного характера: ну вода себе и вода — такая же, как и 170 лет назад, когда его открывали, бежит. А ведь турист — он прикоснуться к истории любит. Пока что путешественнику в помощь только яркий рассказ экскурсовода — научного сотрудника гродненского университета Светланы Словик да собственная фантазия.

Оказалось, не совсем так. Маленький музей, единственный в своем роде, у Августовского канала все же есть. На шлюзе Немново сохранился каменный дом начала прошлого века, построенный для шлюзового мастера. До сих пор он принадлежит потомкам этого самого мастера по фамилии Урбанюк. Его сын Тадеуш всю жизнь собирал материалы для музея Августовского канала и обо всех, кто на нем работал. Экспонаты хранил в собственном гараже. Сейчас музей занимает половину дома шлюзового мастера, а нынешние жильцы бережно его хранят...

Будто специально, чтобы поприветствовать первую минскую экскурсию, приехал погостить к детям в Немново и последний из живущих работников шлюза — 91–летний Антон Войшнар.

— Мы с соседским хлопцем с 15 лет на канале работали. Простыми рабочими. Открывали–закрывали ворота шлюза, на плечах таскали байдарки и каяки туристам, которые не хотели спускаться через шлюз. Здесь раньше так много их плавало — всегда подзаработать можно было. Ведь плавали здесь те, «хто ў кашальку меў». Может, когда его восстановят, и в Немново лучше жить станет.

За год по польской части канала сплавляются тысячи байдарочных экипажей. На нашей части пока нет массового туриста. Но дорогу можно осилить, только если по ней идти. Первые шаги уже сделаны, а они, как известно, самые сложные. Так что вперед по Августовскому каналу! Навстречу удивительной природе и истории родного края.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter