Живая суть сухих отчетов

Зарплату надо платить! Это аксиома, и спорить с ней бессмысленно.
Зарплату надо платить! Это аксиома, и спорить с ней бессмысленно. Любой довод об объективных трудностях, экономических проблемах макроуровня пригоден лишь для кабинетных или клубных дискуссий. Конкретной доярке или механизатору совершенно безразличны рассуждения об этих понятиях. На земле вопрос ставится просто и посему справедливо: вот вспаханная полоса, вот надоенное молоко, вот скошенное сено. Работа сделана, где ее оплата? Одними начислениями людей не накормишь. Деньги на бумаге - всего лишь бумага. И печалит то, что как-то незаметно строка о задолженности по выплате зарплаты стала неотъемлемым и чуть ли не привычным атрибутом статотчетов. Может потому, что чиновник, фиксирующий цифру неоплаченного труда, делает это механически и не размышляет над тем, сколько в ней не купленных к новому учебному году пар детской обуви, одежки, килограммов картошки или колбасы. И вот если смотреть на проблему через призму этих простых вещей, становится абсолютно ясной и логичной та жесткость, с которой около месяца назад Президент отреагировал на допущенный правительством рост долгов по зарплате.

Статистика свидетельствует, что к настоящему времени положение улучшилось. Хотя это слово здесь не очень-то уместно. Правильней будет сказать, что ситуация нынче значительно менее напряженная, нежели месяцем раньше. Если на 30 июня по всем предприятиям и организациям страны люди не получили в срок на руки более 63 миллиардов рублей, то на 31 июля - уже около 13 с половиной. Почти пятикратное сокращение задолженности убеждает, что правительственные чиновники, руководители предприятий весьма ответственно отнеслись к требованию Президента о наведении порядка в кратчайшие сроки. В итоге сегодня задолженность по зарплате составляет 1,9 процента от фонда оплаты труда. Это самый низкий показатель с начала года и в шесть раз меньший, нежели в июле 2002-го. Таково следствие определенных экономических процессов и известных решений Президента.

Что ж, позитивная тенденция просматривается вполне отчетливо. Однако можно сделать еще одно сравнение, при котором рапорты о сокращении долгов по зарплате ни в коем случае нельзя считать успешным завоеванием, а можно назвать не более чем обнадеживающим движением к решению проблемы. Возьмем грубо. Средний заработок по стране эквивалентен 100 долларам. И несложная арифметика показывает, что за 13,441 миллиарда невыплаченных вовремя рублей стоит около 65 тысяч человек. Простых людей, тружеников, у многих из которых есть дети. Они уже отдали свои способности, силы на создание неких материальных благ, а вознаграждения за это ждут по сей день. Ощущают ли руководители предприятий, сотрудники которых сидят без зарплаты, свою вину и ответственность перед ними? Пытаются ли они хотя бы мысленно ставить себя на их место? Амортизация начисляется даже на столы и стулья, которые не едят, не пьют. Почему в таком случае некоторые обладатели высоких должностей считают возможным к людям относиться менее бережно, чем к неодушевленным основным фондам?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter