Живая наука

Нужно ли приносить в жертву прогрессу миллионы животных? Это лишь один из вопросов, живо обсуждавшихся на семинаре по экологической этике в системе образованияВ наши дни экология перестала быть просто наукой, более того, она стала наукой выживания человечества в условиях ухудшающегося состояния окружающей среды и спровоцированного этим глобального изменения климата. Очевидно и то, что только экологически грамотный подход во всех сферах деятельности способен смягчить негативные последствия чрезмерного влияния человека на природу. И учить этому надо с младых ногтей. В Беларуси активно внедряется система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения — начиная с дошкольных учреждений и заканчивая повышением квалификации уже дипломированных, опытных специалистов. Весомую лепту в эту “зеленую” копилку знаний вносят всевозможные семинары. Один из них, посвященный экологической этике в белорусской системе образования, недавно прошел в Республиканском экологическом центре детей и юношества.


— Наш семинар организован в рамках проекта, который поддерживается Национальной комиссией Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, — отметил ректор Международного государственного экологического университета имени А.Д.Сахарова Семен Кундас. — Цель проекта — распространить знания и наработки по экологическому образованию ведущих вузов среди учителей и преподавателей.
Неэкзаменационные вопросы
О своем исследовании экологической культуры студенческой молодежи рассказала участникам семинара кандидат философских наук Елена Беляева. В частности, среди будущих медиков, экологов, филологов и радиофизиков — студентов Сахаровского университета и БГУ — был проведен опрос. Целый блок вопросов касался отношения к животным. Не стало неожиданностью, что молодые люди, тяготеющие к филологии, выступают за отказ от опытов над братьями нашими меньшими. Больше удивило то, что за это ратует большинство студентов-медиков, хотя медицинскую науку всегда помогали двигать вперед мыши, крысы и собаки. А вот радиофизики не видят в этом ничего предосудительного, как, впрочем, и в охоте, и в цирковых трюках с участием зверей.
78 процентов респондентов склоняются к тому, что природа самоценна. Почти столько же считают, что у человека должно быть благоговение перед всем живым на Земле. Но вот что интересно: как только перешли от общих проблем, касающихся животных и природы, непосредственно к человеку, позиция переменилась. Несмотря на то что большинство ранее говорило о благоговении к природе, одна треть опрошенных выступает за аборты, а больше половины считают, что эвтаназия — гуманный способ решения проблем.
И, что называется, вопрос в тему: “Как высоко вы оцениваете свою экологическую культуру?” Самый популярный ответ — “средне”. Выше всего оценили себя в этом плане будущие медики. Филологи оказались немного скромнее. А на вопрос, чем может помочь оздоровлению экологической ситуации первый встречный, большинство ответило: “Не бросать бумажки мимо урны...”
— Уровень экологической культуры напрямую зависит не только от профессии и экологического воспитания, но и во многом от общей нравственной культуры, — подытожила Елена Беляева. — Одно дело — увидеть проблемы, однако далеко не каждый знает, как грамотно подступиться к их решению. Надо учить этому молодежь на тех же семинарах, конференциях, посредством ролевых игр.
Спасительная альтернатива
Кстати, спорная тема, касающаяся проведения опытов на животных, получила развитие и на этом семинаре. “Точно неизвестно, сколько животных гибнет в мире в ходе медико-биологических экспериментов, очевидно — миллионы”, — сказала доцент кафедры экологической медицины и радиобиологии МГЭУ им.А.Д.Сахарова Инна Меркулова. Примерно 9 процентов подопытных животных страдает при проведении тестов на токсичность, которые обязательны во всех развитых странах. Тесты на токсичность, мутагенные, канцерогенные эффекты должны проходить все новые химические соединения, используемые в пищевой промышленности, бытовой химии, косметических средствах. Чаще всего — в 90 процентах случаев — такие эксперименты ставятся на крысах и мышах. Широко известен и окулярный тест Драйзера. Заключается он в том, что на угол глаза кролика наносят косметическое средство (чаще всего шампунь) и определяют концентрацию, которая вызывает побочные эффекты — набухание век, конъюнктивит и т.д. В большинстве случаев кролики слепнут.
1 процент животных погибает в учебных целях на занятиях в биологических, медицинских и ветеринарных вузах. Инна Павловна рассказала о принципах гуманного обучения. Первый — исключить убийство лабораторных животных для учебных целей. Второй — заменить эксперименты над животными альтернативными вариантами обучения. В современных программах преподавания биологических и медицинских дисциплин могут использоваться альтернативные варианты. В частности,  это эксперименты на растениях или животных, которые умерли  своей смертью. В каких-то случаях заменять опыты показом соответствующих видеофильмов. Зачем резать лягушку, если всем и так давно известно, как она устроена? Сегодня есть возможность широко использовать обучающие компьютерные программы. Есть и специальные манекены. Как свидетельствует практика, зачастую использование таких альтернатив в учебном процессе дает гораздо лучший эффект.
Подтверждает это и деятельность созданной при Сахаровском университете студенческой творческой группы “ЕcoUni”. Ребята разработали образовательный проект “Человек. Экология. Биоэтика” и успешно реализуют его в столичных школах и гимназиях. Они убеждены, что нетрадиционные занятия — семинары, тренинга, ролевые игры — способствуют более глубокому пониманию проблем и лучшему усвоению знаний. Сейчас “ЕcoUni” занимается разработкой проектов по паллиативной медицине. 
На семинаре прозвучало немало интересных “этических” докладов. Кроме того, его участники сделали “вылазку” на экспериментальную базу Сахаровского университета, которая находится в Волме. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter