«Музыка — единственное искусство, воздействующее на человека напрямую». Интервью с главным дирижером Государственного камерного оркестра Беларуси Евгением Бушковым

Живая музыка

Интервью с главным дирижером Государственного камерного оркестра Беларуси Евгением Бушковым
Он вырос среди легенд советской музыки. Его отец — скрипач, работавший в лучших оркестрах страны, снялся в одной из главных ролей в прославленном фильме режиссера Аграненко «Ленинградская симфония». Позднее был первым директором оркестра «Виртуозы Москвы». Мать была известным скрипичным педагогом Московской консерватории.


Его первой учительницей в Центральной музыкальной школе была Зинаида Григорьевна Гилельс — племянница великого пианиста. В Московской консерватории его наставниками были Леонид Коган и Виктор Третьяков. В 18 лет он выиграл Международный конкурс скрипачей имени Венявского в Познани, в 21 год завоевал третью премию на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе и вторую премию на конкурсе имени Чайковского в Москве. А венцом его конкурсных побед стал Гран–при на Первом Всемирном конкурсе имени Шеринга в Монте–Карло (1992).

В 1990–х годах он объездил с концертами весь мир, но не стал продолжать карьеру скрипача, а избрал для себя тернистый путь дирижера. С 2009 года, живя в Москве, Евгений Бушков возглавляет Государственный камерный оркестр Республики Беларусь.

— Евгений Робертович, отчего вы выбрали дирижерскую стезю?

— Так было предначертано судьбой. Я с детских лет собирал карманные оркестровые партитуры. Мне это было интересно. Помню, какой радостью наполнялось мое сердце, когда удавалось найти какие–нибудь новые симфонии Гайдна или Бетховена. Я искал их по всей Москве.

— В отличие от большинства крупных музыкантов, которые приходят в дирижерскую профессию, вы специально этому учились?

— Да, я не хотел заниматься любительством и брал уроки у Дмитрия Китаенко, посещал дирижерские мастер–классы в России и США. Я даже думал поселиться в Америке, но как раз тогда в России организовывался новый международный оркестр, и мне предложили возглавить эту работу. Средства на проект поступали от шведского миллиардера Яна Стенбека — владельца телекомпании Tele2. Но он внезапно умер, и все развалилось.

— И тогда в ваших планах возник Минск?

— Это случилось несколько лет спустя. Моя первая встреча с Минском произошла еще в школьные годы, когда Зинаида Григорьевна Гилельс проводила здесь концерт своего класса. А с Минским камерным оркестром я познакомился в 1983 году, когда его главным дирижером был прекрасный музыкант Юрий Цирюк. В тот год Святослав Рихтер пригласил их выступить в Москве. Я был на обоих концертах — и в Пушкинском музее, и в Большом зале консерватории. Впечатление огромное!

— Вы вспоминали об этом, когда много лет спустя оказались за пультом того самого оркестра?

— Да, все связи надолго оборвались. Но ровно 8 лет назад — в самый канун Нового года — мне позвонил коллега–скрипач и спросил, не могу ли я приехать в Минск заменить заболевшего дирижера. Я согласился, и концерт прошел весело и радостно. Потом меня уже специально пригласили продирижировать программой «Звуки Вселенной». А в середине лета позвонили и сказали, что музыканты просили меня возглавить оркестр. Если бы не это обстоятельство, я бы, наверное, не согласился. Но музыканты столь редко проявляют такую инициативу и волю, что я просто не мог им отказать.

— Не жалеете?

— Конечно же, нет! Хотя, конечно, жизнь безжалостна, вчерашний концерт сегодня уже никакого значения не имеет, и каждый день все приходится начинать сначала. Но мы многого добились. Представляете, первый год я приехал в сентябре, сезон на носу, а у оркестра нет фиксированных дат выступлений. Для меня это совершенная дикость. Я привык к четкому и заблаговременному планированию. Вот представьте себе — в Московской филармонии около 300 различных абонементов. Они поступают в продажу в марте, их моментально раскупают, и человек, купивший такой абонемент, точно знает, в какие дни он будет посещать концерты на протяжении следующего сезона, кто будет играть и какая будет программа. И музыканты в оркестре точно знают, какие произведения им готовить, и можно приглашать из–за рубежа хороших солистов.


— Когда–то у нас тоже было множество абонементов...

— А теперь нам приходится всех убеждать, что это возможно и необходимо. Мы единственный коллектив в филармонии, который идет по этому пути. Выпускаем абонементы на три концерта, и есть небольшая, но очень преданная нам категория слушателей, которые их раскупают.

— Почему небольшая? У вас ведь всегда аншлаг!

— Да, мы очень благодарны нашей публике. Для нас огромная радость, что у нас столько людей. Ведь зачем мы приходим на концерты? Музыка — это единственное искусство, которое напрямую воздействует на человеческие эмоции. И мы надеемся испытать эти сильные эмоции и выйти из зала измененными...

— Еще говорят изменившимися, преобразившимися... Но существуют ли сейчас артисты, способные вызывать такие эмоции у людей? Некоторые утверждают, что таких артистов больше нет.

— Я понимаю, что они имеют в виду. Исчезает цельность. Становится все меньше артистов, цельных в своем фанатическом служении искусству.

— Отчего это происходит?

— Это связано с изменением общемировых ценностей и скорости жизни. Интернет, доступ к безграничным информационным ресурсам, огромные скорости передвижения в пространстве — все это соблазн и источник распыления интересов людей. Вдова великого скрипача Генрика Шеринга рассказывала мне о том, как он гастролировал. Он приезжал в город заранее, спокойно репетировал, а после концерта несколько дней отдыхал, гулял, осматривал музеи и достопримечательности. Даже во время турне он играл не больше двух концертов в неделю. А сейчас есть люди, которые, пользуясь разницей часовых поясов, играют по три–четыре концерта в сутки. Какой заряд можно получить, слушая такие концерты?

— Да, это мертвое искусство, а ваши концерты живые.

— Мы стараемся! Спасибо за такую высокую оценку нашего труда!

juliaandr@gmail.com

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Советская Белоруссия № 251 (25133). Четверг, 29 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter