Живая история

Именно такой — живой — предстает история в стенах минской Исторической мастерской, которой исполняется 5 лет...

Именно такой — живой — предстает история в стенах минской Исторической мастерской, которой исполняется 5 лет. Потому что главное ее богатство и содержание — не стенды с музейными экспонатами и архивными материалами (которые сами по себе, безусловно, очень интересны и важны), а люди, которые приходят сюда каждый день и приносят свой бесценный дар живой памяти и немеркнущих эмоций.


Мастерская — детище международной общественной инициативы. Ее координаторами стали Дортмундский международный образовательный центр, Минский международный образовательный центр и Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин. Располагается организация в бывшем здании Минского еврейского гетто времен Великой Отечественной войны, одного из крупнейших в Европе. Там закончили свой трагический жизненный путь около 100 тысяч евреев, в том числе и депортированных из Германии, Австрии, Чехии и Польши. Мастерская — культурно–научный центр и, что особенно важно, место встреч свидетелей Второй мировой войны — бывших узников гетто, концентрационных лагерей, людей, принудительно угнанных на работу, и ветеранов Великой Отечественной войны. Она уже давно переросла изначально установленные национальные рамки и стала хорошо известна всем историкам города. Здесь работает клуб историков, проходят международные конференции, семинары и выставки.


— Действительно, первоначально Историческая мастерская задумывалась как общественная организация для изучения трагедии евреев и лагеря смерти в Тростенце, потому что такие мастерские родились в Германии именно с целью исследования материалов, связанных с гетто, с евреями, — рассказывает председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Леонид Левин. — Но у нас все приняло несколько иной характер и переросло в сегодняшнее многонациональное собрание.


Историческую мастерскую в Минске можно назвать уникальной на всем постсоветском пространстве СНГ. Еврейская община принимала участие в создании мастерской практически с первых шагов. Но я доволен, что она не стала замкнутой организацией, сконцентрированной только на трагедии евреев. Мы шире смотрим на жизнь и, я думаю, в этом тоже наша сила.


Несмотря на то что в деятельности мастерской на первый план выходят исторические, научные исследования, организаторы не забывают и о социальном наполнении своей работы. Тем более что имеют дело с уже очень немолодыми людьми, нередко нуждающимися в помощи и внимании. Здесь реализуется несколько благотворительных проектов, среди которых белорусско–немецкий «Достойная старость». В торжествах по случаю пятилетия мастерской принял участие настоятель минского православного прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелев. Его присутствие было вполне закономерно, так как приход отца Игоря стоял у самых истоков создания Исторической мастерской и довольно активно сотрудничает с ней по сей день.


— Сейчас осуществляется проект помощи престарелым людям, инвалидам, бывшим узникам. К работе привлечены сестры милосердия благотворительной организации «Хэсэд–Рахамим» и сестричества милосердия преподобной Евфросинии Полоцкой нашего прихода, — рассказывает священник. — Здесь евреи, белорусы, русские, украинцы, все, кто пострадал от нацизма в годы Второй мировой войны. И никакой разницы нет. Я не знаю ни одного священника, который спросил бы человека, пришедшего на исповедь, о его национальности. Хотя, к сожалению, пока в мире существует проблема антисемитизма. Не зря и тема международной конференции, приуроченной к пятилетию мастерской, — «Антисемитизм в современной Европе».


— Как вы считаете, существуют ли подобные серьезные проблемы у нас?


— Нет, конечно. Просто минская Историческая мастерская наиболее активна: она действует, она говорит, она выдвигает идеи. Я считаю, в Беларуси сложилась благоприятная ситуация в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Наверное, потому что исторически мы, люди разных национальностей и вероисповеданий, постоянно жили бок о бок. Маленькое белорусское местечко традиционно отличалось тем, что там рядом стояли православная церковь, католический костел и синагога, и народ привык жить в мире, помогая друг другу.


Свои прошедшие пять лет в Исторической мастерской еще называют — пять шагов вперед. Для кого–то пять шагов — не дорога. Но на пути общественного взаимопонимания и сотрудничества — это уже хорошо очерченное начало большого и доброго пути.

 

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter