Житейская логика и логистика

Апрельские политические переговоры о восточном партнерстве высветили новые перспективы экономического сотрудничества нашей страны с Евросоюзом... Мнения: оглядываясь на апрель

Апрельские политические переговоры о восточном партнерстве высветили новые перспективы экономического сотрудничества нашей страны с Евросоюзом. Задача стратегически обозначена в Послании Президента: «...быть соединяющим мостом между Востоком и Западом». Восток — это не только союзная Россия, но и среднеазиатские республики, и, безусловно, наш великий партнер — Китай. Запад — это 27 государств Евросоюза (ЕС27) с полумиллиардом жителей, которые производят валового продукта почти на 15 трлн. долларов. То есть на триллион больше, чем США. Но главное для нас вот что. Страны ЕС27 ввозят товаров из остального мира на 2 трлн. долларов и инвестируют за рубежом примерно по 0,5 трлн. долларов в год. Европейский импорт в 10 раз больше, чем российский. Наша доля в нем — 14,5 миллиарда. В абсолютных величинах немало. А в относительных — всего 0,73 процента. Да, наши продажи в ЕС на 4 миллиарда долларов больше, чем в РФ. Но наша доля в ввозимых россиянами товарах 5,25 процента. И это повод для размышлений...


За десятилетие мы увеличили продажу своих товаров и услуг в страны ЕС27 ровно в 10 раз. Однако возможности для дальнейшего роста очевидны. С помощью европейских технологических инвестиций (на конец 2008 г. из 4.218 компаний с иностранным капиталом у нас ровно половина создана с участием стран из ЕС) мы можем организовать переработку российского сырья, которое пока транзитом следует в Европу. В этом случае в грядущей десятилетке к нашему экспорту в Евросоюз можно будет добавить как минимум еще один ноль. С экспортом в ЕС27 в 145 млрд. долларов рост белорусского валового продукта втрое, на мой взгляд, вполне реален. До 300 млрд. долларов по американским ценам (паритетный курс). Это составит более чем по 30.000 долларов на гражданина нашей страны. А это нынешний уровень благосостояния богатейших стран Европы.


Разумеется, чтобы реализовать президентскую задачу, нужно много и напряженно работать. И прежде всего, на превращение идеи восточного партнерства в европейско–белорусско–российское бизнес–партнерство. Современная транспортная логистика, высокотехнологичный нефтехимический кластер, парки высоких технологий, вот, по моему мнению, три кита, на которых может строиться совместный на территории Беларуси бизнес россиян и евросоюзовцев. Транзитная рента в случае успеха проекта будет немалой и во много раз перекроет нынешние трубопроводные, транспортные и телекоммуникационные доходы.


Подобный бизнес, как показывает пример Сингапура или Финляндии (советских времен), потребует создания на белорусских землях одной из самых инновационных и самых либеральных экономик транзита. Облегчающей движение услуг, инвестиций, товаров, технологий, трудовых ресурсов. Как во второй половине ХХ века мы были сборочным цехом СССР, так в первой половине ХХI века мы можем стать логистическим перекрестком (Восток — Запад, Север — Юг) для свободного трансферта знаний, капитала, товаров, услуг. Уже сегодня наше участие в совместных научных и образовательных проектах в России и Евросоюзе довольно значительно. Так, экспорт информационно–компьютерных услуг предприятий Парка высоких технологий и Инфопарка, несмотря на кризис, за 2008 год вырос с 95 до 160 млн. долларов. В основном за счет совместных европейских и российских проектов. Восточное партнерство даст возможность и импульс для еще более динамичного роста этого перспективного сектора белорусской экономики. Для интеграции в единые европейские сети накопления и распространения знаний. Беларусь, Россия, ЕС27 вполне могут стать единой электронной Европой.


Кризисы приходят и уходят, а торгово–инвестиционные и научно–технологические связи крепнущей России и расширившегося Евросоюза будут только усиливаться с помощью белорусского логистического моста. Особое значение для реализации проекта будут иметь экономические связи с новыми членами ЕС. С ними мы имели общую политическую и экономическую историю при СССР, Российской империи, Речи Посполитой, ВКЛ, Киевской Руси. Единый с нашими соседями туризм, единое образовательное и научное пространство — непременные условия успеха логистического проекта. Совместное участие в восточном партнерстве с соседней Украиной укрепит белорусско–украинское экономическое сотрудничество. Хотя, признаем, мы останемся конкурентами в области транзитно–логистических услуг.


Мне кажется, что на этот раз Евросоюз будет последовательным не только в реализации восточного партнерства, но и в стратегически выгодном сближении с Россией. Только в этом случае начнет формироваться единое динамично развивающееся экономическое пространство всей большой Европы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Louis Vuitton
Беларуси, по моему мнению, нужно стремиться повторить опыт Швейцарии. Нам постепенно нужно создавать "страну, банков, часов и шоколада". Эдакий спокойный оазис для транзита, бизнеса и туризма. Транзитную составляющую нужно развивать в рамках "Восточного партнерства". Бизнес составляющая зависит от расторопности белорусского госаппарата, который должен создать привлекательные условия для привлечения иностранных инвесторов, и, само собой, работы отечественных бизнесменов. И, наконец, туризм должен стать важнейшим, говоря языком российского политэстеблешмента образца путинско-медведевского 2008 года, нацпроектом. <br /><br />Беларусь может стать привлекательной страной и для европейцев и для россиян. У нас есть все предпосылки, чтобы это достичь, просто нужно работать.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?