Мать шестерых детей потеряла мужа, но не упала духом – воспитывает ребятишек и продолжает семейное дело

Жить вопреки

В этом выпуске «Сильной женщины» мы немного изменили формат: в качестве иллюстрации выбрали не портрет героини, а снимок большой семьи Романенко из Колодищей Минского района. Объясню почему. А пока возьму на себя смелость назвать Наталью самой сильной участницей нашего проекта. Еще будучи школьницей, она потеряла маму, пережила нелегкий период в первом браке и вот наконец во втором обрела счастье. Вместе с мужем воспитывали шестеро детей, стали разводить собак породы ньюфаундленд, которых, к слову, тоже шесть. Но в прошлом году, как раз после рождения младшего сынишки Сережи, любимого супруга не стало… И все же 35-летняя многодетная мама Наталья РОМАНЕНКО не сломалась, не сдалась. Нашла в себе силы, чтобы растить ребятишек. Любимое дело по разведению собак тоже не бросила. Как ей все удается? Представляем читательскому вниманию монолог нашей сильной женщины. 

О потрясениях

— Родилась в Кобрине в многодетной семье. Всего у мамы было 11 детей, но четверых не стало до моего рождения. С теплотой вспоминаю те дни, нашу дружную, сплоченную семью. Но так случилось, что, когда мне исполнилось 10 (была четвероклассницей), мама умерла. Нас поднимал на ноги старший брат. Этот период безмятежным назвать не могу, но знаю точно: мой характер закалился. После школы поступила в Белорусский государственный экономический университет на факультет международных экономических отношений. Сложно привыкала к большому городу с его ритмом — все-таки родом из тихого райцентра. Но адаптировалась: нашла работу, стала снимать жилье. Добилась неплохих результатов в карьере — доросла до главбуха частной фирмы. 

С первым супругом расписались, когда мне было 20 лет. Он был другом соседа, где арендовала комнату. Часто приходил к нему в гости, встречались на лестничной площадке, здоровались. Однажды пригласил погулять, так и завязались отношения. Интересно, что мы поженились, а моя подруга, с которой жила в одной комнате, вышла за его приятеля. Так вот у них семья сохранилась, а у нас не сложилось. Развелись, имея двоих детей. Тогда мною двигал юношеский максимализм. Думала, все смогу, все исправлю. Но не вышло… Супруг много выпивал. Закончилось все заявлением в милицию об угрозе убийства. Меня спасал старший сын, которому на тот момент было всего четыре года. Это стало последней каплей. На допрос подвозил давний приятель Владимир, на тот момент работавший в службе такси. Видимо, от женского бессилия расплакалась и все ему рассказала. Он долго не думал — приехал на следующий день и сказал, что снял мне квартиру... В итоге вышла за него замуж. 

О материнстве

— Конечно, никогда не планировала шестерых детей, максимум двоих. Но во втором браке, понимала, пополнение неизбежно: новая семья, новый супруг, общие детки. Решилась на третьего ребенка. А дальше? Это интересная история. У мужа не было дочерей — от первого брака сын. И я родила ему мальчика. Был сделан еще один заход, но снова мальчишка. Глава семейства сказал: «Пока не родишь дочку, не остановимся». Почти так и получилось: дождались Катю, а после нее еще Сережу, шестого. В бытовом плане никаких трудностей. Не переживала, когда ехала в роддом. Знала, супруг все сделает: накормит ребят, отведет в школу. Была за ним как за каменной стеной. И никогда у нас не было разделения на своих и чужих детей. Если у старших спросить, кто их отец, все, как один, скажут: папа Вова. Хотя с первым супругом пыталась наладить общение ради детей, давала деньги, чтобы покупал им что-нибудь. Но тот все спускал на выпивку. Закончилось все для него трагично: через полтора года после нашего расставания умер. 

О любви к животным

— Питомник появился восемь лет назад. Стали заниматься любимой породой ньюфаундленд вместе с супругом. Собаки для меня как дети, несмотря на то что такие большие. Когда решились на первого пса, жили с мужем на съемной квартире. Сперва он сопротивлялся: мол, не те обстоятельства. Но нашла подход. У Вовы день рождения, тут невзначай и спросила: «Может, подарить щенка?» Пару дней думал и в итоге согласился. Так мы поехали в Борисов за нашей первой питомицей. Затем появился интерес к этой породе, пытались ходить на выставки, даже будучи неопытными. Стали изучать вопрос более подробно, и все закрутилось. Открыли питомник, началась выставочная карьера — вошли в раж. 

О собственном жилье

— Первую квартиру купили в Боровлянах в Минском районе. Когда семья стала расти, на подходе четвертый ребенок, поняли: будет тесно. Ведь на тот момент у нас уже было три ньюфаундленда. В итоге продали полуторку и купили дом в Колодищах. Очень хотели именно дом. Почему? Это свобода от соседей, свой участок. Понимаешь, что дети никому не мешают, да и для собак раздолье. Приобрели деревенский домик и расстраивали его своими руками: переделывали крышу, второй этаж. Для собак соорудили вольеры. В город больше никогда не тянуло. 

О самой большой утрате

— Со вторым супругом прожили вместе почти восемь лет. Он мне показал, что есть другая жизнь, та, где тебя любят, уважают, ценят. Вова перевернул мое мировосприятие. Это время для меня самое лучшее: рядом человек, который может понять без слов. Никогда не боялась, что муж уйдет от меня, предаст. Доверяла ему больше, чем самой себе. Хотя, когда мы сошлись, он казался жестким, брутальным. Но потом сердцем почувствовала: на самом деле добрейший человек. В те годы, что скрывать, была самой счастливой женщиной на свете: знала, что любима, сама люблю, у нас дети. Такая большая дружная семья. Мы строили совместные планы, но жизнь оказалась непредсказуемой. Родила младшего Сережу 1 мая прошлого года, а 13 июня моему мужу вдруг стало плохо: ни с того ни с сего заболел желудок. Его положили в больницу, спустя несколько дней обследование, потом заведующий пригласил меня в кабинет. Это уже был звоночек. Шла туда со слезами на глазах, понимала: что-то не так. Врач не знал, как мне сказать. Перед ним стояла рыдающая женщина с месячным ребенком на руках… Как сообщить, что у мужа рак желудка? Спустя десять дней подтвердился диагноз — онкология четвертой стадии. И приняли решение: сколько ни отведено, будем жить. Мы боролись, но недолго. 10 июля муж умер (11 июля должен был пройти первую химию). Вы знаете, он не понимал, что умирает. По крайней мере, старалась сделать все, чтобы этого не чувствовал. Всегда была с супругом, заботилась о нем. И умирал у меня на руках... 

О боли

— Конечно, очень тяжело переживала утрату. Но помогала семья, друзья, которые первые несколько месяцев почти не отходили от меня. К тому же понимала, что нужно жить. Ради детей. Это они не дали закрыть питомник, а я ведь боялась, что не справлюсь. Если о боли... Она не прошла, просто научилась с ней жить… За это время отучилась в автошколе, хотя душа к такому занятию не лежала. Назрела необходимость: шестеро ребят, которых нужно развозить по садам и школам, посещать магазины... Конечно, порой очень хочется побыть одной. Родные это видят, понимают. Поэтому дают час свободного времени, чтобы погуляла, привела в порядок мысли. Ведь если мама не отдохнет, то может и рассердиться, думают они. Но это редкость, ведь я горжусь своими детьми. Не устаю рассказывать историю о старшем Никите. Будучи в пятом классе, он заступился за мальчика, которого избивали пять старшеклассников, и вызвал ему скорую. Это в 11 лет! Считаю, что правильно воспитала детей. 

bizyk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter