Жить в деревне должно войти в моду

О сельском хозяйстве

Объявление в пригородной электричке. УП «Ремавтодор» Партизанского района Минска требуются трактористы категории «А», «В», «F», «E», водители автомашин категории «С», заработная плата от трех миллионов рублей, дорожные рабочие — от 2,5 миллиона и уборщики территории на 1,7 миллиона рублей. Рядом такие же предложения от Спецкоммунавтотранса, МАПИДа, Смолевичской бройлерной фабрики...


Давайте рассуждать. Для кого предназначены эти вакансии? Привлечь такой зарплатой уже занятого где–то в городе тракториста маловероятно. Выпускника школы? Тоже вряд ли. Если в вуз берут с 7 баллами по ЦТ, а в колледжи можно попытать счастья и с одним баллом. Прежде чем дать свой вариант ответа на этот вопрос, предлагаю для наглядности несколько цифр.


За последние 10 лет сельское население сократилось на 5 процентов. Только каждый четвертый занятый в экономике трудится на земле. Казалось бы, не беда, вполне достаточно. Бывает и меньше. К примеру, в США трудоспособное население, которое, как говорится, кормит страну и создает резервы для внешней торговли, составляет лишь 3 процента. Однако настораживает четкая тенденция.


Молодежь бежит из деревни. За десятилетие 20 — 24–летних стало меньше на 6 процентов. 25 — 29–летних — на 17 процентов. Тех, кому 30 — 39, — на четверть. И 40 — 44–летних — на 20 процентов. В то же время отметивших 45–й — 59–й день рождения стало больше на 11 процентов. Почти на треть увеличилось население в возрасте 50 — 54 года. Плюс 15 процентов прироста обеспечено за счет жителей 55 — 60 лет.


Как следствие, имеем глубокую демографическую яму: детей, подростков, юношей и девушек от 5 до 19 лет стало едва ли не наполовину меньше. Приятное исключение — малыши до 4 лет. Их меньше лишь на 11,9 процента. Это говорит о некотором переломе в последнее время нисходящей кривой. Но принципиально пока картины не меняет.


Сельское хозяйство, хотя и высокомеханизированное, все еще значительно зависит от рабочих рук. Тракторы, автомобили и другие сложные механизмы без квалифицированной рабочей силы — груда металла. С каждым годом техника становится сложнее. Компьютеры, спутниковые навигаторы. Следовательно, к обслуживающему ее персоналу предъявляются более высокие квалификационные требования.


Сельхозкооперативы это особенно чувствуют весной и осенью, когда многократно возрастают объемы работы. И достижение высоких результатов зависит не только от качественного посевного материала, удобрений и ядохимикатов, но и своевременного выполнения технологических процессов: посева семян, ухода за растениями, обработки от сорняков и вредителей. Хороший урожай важно не только вырастить. Нужно его убрать без потерь. Вот когда на вес золота каждая единица техники и каждый грамотный специалист при ней.


Кадры готовят. На их обучение идут немалые бюджетные средства. Однако следует признать, что условия труда на земле заметно отличаются от городских. Не изжита и разница в оплате труда. Этим и пользуются городские предприятия. Дают объявления и выжидают. Сулят койко–место в общежитии и даже комнаты семейным.


А потом по разнарядке исполкомов весной и осенью направляют этих некогда деревенских механизаторов в помощь на уборку и сев. Только те ли самые это уже механизаторы? Они в совершенстве освоили дорожную технику, перевозку грузов, защиту дорожного полотна. Но со временем растеряли навыки сельскохозяйственного труда. Приходилось видеть таких помощников. Временщики они. Этим все сказано.


Думаю, тенденция будет усугубляться. Расширение объемов промышленного производства при сложившейся технологии потребует дополнительных рабочих рук. Вымывают нашу рабочую силу Москва, Санкт–Петербург, да и ближайшие российские регионы. Чтобы остановить процесс, наши промышленники обещают поднять заработки до 500 долларов в эквиваленте уже к концу года. Выдержит ли такую конкуренцию село?


Что делать? Кроме дальнейшего благоустройства агрогородков, мне видится еще два варианта решения проблемы. Первый. Заставить промпредприятия компенсировать затраты на подготовку механизаторов, если переманили их из села. И второй — поднять проходной балл ЦТ в вузы или ссузы. Ну доколе мы будем плодить экономистов, юристов, учителей, перебивавшихся в школе с «двойки» на «тройку»? Какие это будут специалисты? Ведь, дав им возможность беспрепятственно получать высшее образование за деньги, мы ломаем судьбы. Из таких мальчишек и девчонок могли бы получиться хорошие доярки, телятницы, трактористы и механизаторы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter