Артем Шегидевич — самый молодой ректор в Беларуси

Жить тем, что делаешь

С каждым годом в стране увеличивается число руководителей в возрасте до 40 лет. Среди современных управленцев немало тех, к кому можно обратиться «молодой человек». Во время посещения Академии управления при Президенте Александр Лукашенко подробно рассказал, как формируется предложение на те или иные должности, раскрыл механизм согласования кандидатуры на всех уровнях и честно признался: ни одно кадровое решение не является спонтанным выбором «на глаз». Все кандидаты, находящиеся в кадровом реестре Президента, проходят тщательный отбор. Мы встретились на рабочих местах с руководителями, которые были назначены на свои высокие должности в 30 с небольшим.

Ректором Белорусской государственной академии авиации Артем Шегидевич стал в 31 год.

Артем Шегидевич — самый молодой ректор в стране. Белорусскую государственную академию авиации он возглавил в ноябре 2018-го, когда ему исполнился 31 год. Выражение «занял кресло» тут вряд ли подходит: отвечая за коллектив, более 1.300 курсантов и территорию в 16 гектаров, долго в кабинете не посидишь. Вот и это интервью, едва начав в приемной, мы продолжили на учебной авиационно-технической базе. По пути, кроме рабочих моментов, обсудили, зачем ректору мыть вертолеты, разбираться в качестве штукатурки и мониторить соцсети, не будучи их поклонником.

— Артем Артурович, у вас график с девяти утра, но на КПП мне подсказали, что вы приезжаете на работу к 7.30. Почему так рано?

— Чтобы больше успевать. В течение дня достаточно много времени провожу на территории, встречах, в общении с людьми. К вечеру накапливается стопка бумаг, которые нужно изучить, подписать. Когда все уходят домой, сажусь за до­кументы либо делаю это с утра.

— Какие новые привычки появились за последний год?

— Новых, пожалуй, и нет, потому что стиль жизни я не менял. Назвать его можно одним словом — «трудоголизм»: всегда много работал, а с назначением на должность ректора дел прибавилось. До этого, с 2015 года, был проректором по воспитательной работе, уделял много внимания досугу курсантов, практически каждого знаю по имени. Сейчас также стараюсь не пропускать ивенты, важно, когда ребята видят заинтересованность руководителя. Но сегодня моя работа больше связана с админи­стративно-хозяйственными функциями: в академии модернизируется база, ведутся строительные работы, ремонт корпусов. Одно­временно с этим надо за­ниматься открытием новых специальностей и управлять многими процессами.

— Руководить, не разбираясь в чем-то, трудно. Где набирались опыта, чтобы чувствовать себя комфортно в нынешней должности?

— Учебу на механико-технологическом факультете БНТУ совмещал с общественной нагрузкой, здесь же окончил магистратуру, параллельно трудился в центре развития инженерного образования. Успел поработать и на заводе, и в коммерческой структуре, а потом судьба занесла в аспирантуру Физико-технического институ­та Национальной академии наук. В то время день начинался с включенной на температуру 500 градусов печи, где я делал заготовки для исследования. Бывало, руки опускались, но всегда подбадривали мудрые наставники. И я двигался вперед, защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук, доцентом, в 2016 году на курсах повышал квалификацию в Академии управления при Президенте. А опыт приходит с годами, но надо жить тем, что ты делаешь. Между вариантами «посмотреть телевизор» и «почитать специальную литературу» всегда выбирал второй. Придя в авиацию, новую для себя сферу, пробелы компенсировал быстротой изучения материала. Иначе был бы просто не на своем месте.

— Реально ли вникнуть в каждый вопрос?

— Руководитель должен знать все. Об этом говорил и Глава государства на встрече в Академии управления при Президенте, и я часто напоминаю коллегам. В кабинете лежит кусок штукатурки из спорт­зала, где трудятся строи­тели. Они спрашивают, что делать со стенами, и я не отвечу, пока не разберусь, какие материалы лучше. Накануне 45-летнего юбилея академии решили покрасить нашу авиа­ционную технику, но перед этим ее нужно было помыть. Понимал, что могу это дело кому-то поручить, но мыл сам. Почему надо хотя бы  раз все сделать самому? Потому что тогда никто тебе не скажет «это невозможно».

— Вам ставят в упрек молодой возраст в ответ на кри­тику?

— Критикую только по делу и корректно отношусь к каждому. Не скрою: бывает, повышаю голос, расстраиваюсь — это эмоции. Но во главу ставлю справедливость и порядочность, этому меня учил еще мой дед, а я  — своего сына.

— Не нашла вас в соцсетях. Нет времени или интереса?

— Тщательно мониторю социальные сети, особенно группы, которые касаются учреждения образования, чтобы быть в курсе всего, что там происходит. А личные аккаунты не веду, потому что предпочитаю реальную жизнь. Если я интересен человеку, он позвонит или напишет в мессенджере. Признаюсь, что сейчас уделяю меньше времени не только близким, но и друзьям. Кто-то подумает: зазнался. Это не так, с получением должности совсем не изменился. Всегда надо оставаться тем, кто ты есть.

ЕСТЬ ВОПРОС. Каким должен быть руководитель?

Илья Пукин, студент, секретарь первички БРСМ Академии управления при Президенте:


– На первое место поставлю такое качество, как профессионализм. Куда же без него? Также руководитель должен быть наделен чувством справедливости, понимать психологию людей, освоить искусство мотивации сотрудников. Не механически раздавать задания и делегировать полномочия, а стать одним целым со своей командой.

Мария Василевская, медсестра Толочинской центральной районной больницы:


– Начальник должен быть строг, но справедлив, отличаться трудолюбием, стать примером для всех. Также нужно соблюдать разумную дистанцию с подчиненными, фамильярность и панибратство неуместны в деловых отношениях. И, конечно же, моральный облик шефа обязан быть безукоризненным, ведь без уважения невозможно оставаться лидером. Кстати, нашей больнице действительно повезло с главным врачом, которому присущи все лучшие черты руководителя.

Александр Бурда, начальник отдела идеологической и социальной работы РУП «Белтаможсервис»:


– Инициативным, мотивированным на достижение поставленных целей, готовым принимать ответственность за результат. Руководителю надо находиться в режиме онлайн со своими работниками, уметь не только слушать, но и слышать их идеи и предложения по развитию организации, а также обсуждать проблемные вопросы и искать пути их решения сообща с командой. А еще заниматься повышением своей квалификации, приносить пользу другим, невзирая на собственные амбиции, быть публичным и уметь аргументированно объяснить принятие того или иного решения.

zubkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter