Для опережающего развития Беларуси необходимо стимулировать стремление к интеллектуальному творчеству

Жить своим умом

Независимо от конъюнктуры и уровня глобализации, изобретения и их внедрение всегда были двигателями экономики. Значительная их часть рождается в тиши научных кабинетов и лабораторий, в конструкторских бюро и специализированных инжиниринговых компаниях. Но если говорить о прорывном, опережающем развитии (а оно нам необходимо как воздух), то здесь следует формировать соответствующую экосистему, поддерживающую креативное мышление и ориентированную на появление и масштабирование непрерывного потока новшеств, которые превращаются затем в инновации. О том, как сформировать такую среду, в чем преимущества и недостатки существующих моделей инновационного процесса, поговорили с начальником управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Дмитрием Крупским. 

Рынок интеллекта

— Сегодня выделяют две модели организации инновационного процесса: линейная модель и модель открытых инноваций. Очень кратко обозначим их суть.

Исторически первой возникла линейная модель, когда последовательно осуществлялись этапы научных исследований, затем разработки опытных образцов новой техники (новых технологий), после чего следовало их освоение в производстве, и на финише — организация серийного производства инновационной продукции. При таком подходе время выхода на рынок инновационных товаров могло составлять от 7 до 15 лет. Линейная модель господствовала в экономически развитых странах до конца 1980-х годов.

Начиная с 1990-х страны Запада перешли к модели открытых инноваций. Ее суть заключается в том, чтобы не тратить время на этап научных исследований, а иногда и на этап разработки научно-технической продукции. Следует сразу приступать к освоению в производстве уже достигнутых результатов научно-технической деятельности, приобретая на рынке патенты и лицензии на объекты интеллектуальной собственности. В итоге скорость вывода на рынок инновационных продуктов возрастает в разы, а время коммерциализации новшества снижается до 3—5 лет.

Таким образом, в условиях глобализации модель открытых инноваций продемонстрировала очевидные успехи. Есть рынок объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность продается и приобретается, как любой другой товар. Но не надо забывать: рынок инноваций всегда является рынком покупателей. Именно покупатель диктует разработчикам свои условия, так как он знает, какое ему нужно ноу-хау и зачем. И крупные компании приобретают нужные результаты научно-технической деятельности у разработчиков, а затем, как из конструктора Lego, используют их для создания требуемых инновационных продуктов. Преимущества такого подхода — высокая мобильность и оперативность обновления ассортимента. 

Ее слабость — отсутствие возможности развиваться за счет собственных интеллектуальных ресурсов: ей требуется постоянный приток свежей крови. Иначе говоря, модель открытых инноваций предполагает перманентный приток ученых, изобретателей и инновационных предпринимателей в экономические центры с периферии. То, что мы наблюдаем в США, когда Америка всеми правдами и неправдами собирает перспективных ученых и разработчиков по всему миру. Либо приобретает плоды их труда. Благо статус мирового эмиссионного центра позволял Вашингтону не жалеть на это денег. Поэтому такая модель, безусловно, действенна в условиях глобализации, когда работают принципы свободного движения капитала, технологий, товаров, рабочей силы. Именно так Соединенные Штаты Америки и стали мировым инновационным центром. И сегодня значительная доля новых технологий и инновационных товаров появляется именно в Америке. По крайней мере пока. 

Замедление трансферта

Сейчас мировая экономика трансформируется, происходят стремительные центробежные процессы, наметившийся в конце 2010-х годов трек на регионализацию резко набирает обороты. Сегодня уже очевидно, что движение капитала затруднено. Трансфер технологий между различными частями планетарной цивилизации также значительно замедлится. Как и движение трудовых ресурсов. С одной стороны, ученые и изобретатели — штучный товар. Но это если мы говорим о больших талантах или даже гениях. Инновационная экономика требует десятков тысяч высококвалифицированных изобретателей, разработчиков и инновационных предпринимателей. И среди них выкристаллизовываются лидеры, идеи которых если не переворачивают мир, то выводят отрасли и даже целые экономики на новый уровень. Американская инновационная система предполагает венчурный подход: запускает максимальное количество проектов, из которых выживет, к примеру, каждый десятый. Но он будет суперуспешным. В привлечении кадров действует тот же принцип: мозги привлекают со всего света. Небольшой процент людей станет успешным или даже суперуспешным (чему пример — Илон Маск), остальные будут работать на стандартных должностях или пойдут мыть посуду в ресторане — не беда, наберем следующую партию. 

Так было и пока сохраняется. Однако начавшаяся трансформация системы международных отношений, сопровождаемая разрывом мирохозяйственных связей, проверит на прочность модель открытых инноваций уже в ближайшие годы… 

Нам (имею в виду Беларусь и Россию, а также ЕАЭС) логично больше ориентироваться на европейский опыт использования модели открытых инноваций, который предполагает реализацию стратегических направлений технологического развития и достижение результата через систему многоуровневой кооперации. Очевидно, что даже объединенный ЕС не может на равных конкурировать с США на рынке инвестиций в инновации. Европейская модель более рациональная: финансируется создание технологий по ключевым направлениям при глубокой кооперации. Один из самых значимых таких проектов — AIRBUS. Надо отметить, что принцип сосредоточения сил работает. 

Полагаю, и нам его логично использовать. Другой вопрос, что сложившаяся в стране национальная инновационная система, базирующаяся на линейной модели инновационного процесса, нуждается в глубоком реформировании. К сожалению, сейчас на уровне законодательства существует институциональный разрыв инновационного цикла. Его отдельные этапы регулируются различными госорганами и собственным законодательством, а для стимулирования используются различные инструменты. Дабы не быть голословными, проиллюстрируем это на примерах. Этап научных исследований регулируется Законом «О научной деятельности», инструмент реализации — госпрограммы научных исследований на пятилетку, регулятор — НАН Беларуси. Далее идет этап создания научно-технической продукции (опытных образцов новой техники / новых технологий) и ее освоения в производстве. Он регулируется Законом «Об основах государственной научно-технической политики», инструмент реализации — научно-технические программы (государственные, отраслевые, региональные) на пять лет, регулятор — ГКНТ. После этого начинается этап коммерциализации результатов научно-технической деятельности, предполагающий организацию серийного производства. Он регулируется Законом «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности», инструмент реализации — госпрограмма инновационного развития нашей страны на пятилетку, регулятор — ГКНТ. 

В итоге это приводит к растянутому во времени инновационному циклу, когда от научных исследований до вывода на рынок инновационной продукции проходит 12—15 лет. Это заведомо программирует технико-экономическое отставание Беларуси от стран Запада. Принципиальным решением здесь может выступать кодификация законодательства, когда все законодательство, регулирующее научную, научно-техническую и инновационную деятельность, управление интеллектуальной собственностью, а также вопросы стимулирования изобретательства и инженерно-технического творчества, должно быть аккумулировано в одном документе — инновационном кодексе Республики Беларусь.

Вторая важная составляющая — стимулирование интеллектуального творчества и реальная поддержка новаторов в обществе: изобретателей, разработчиков, инновационных предпринимателей. Я не открою Америку, если скажу, что с момента распада СССР престиж ученых и изобретателей заметно снизился. Практически полностью подорван потенциал когда-то мощной в Советской Белоруссии общественной организации — Белорусского общества изобретателей и рационализаторов.

Между тем уже сейчас с каждым днем все острее будут ощущаться проблемы импортозамещения и создания принципиально новых товаров, закрывающих те или иные потребности государства и общества. В этой связи возрастут роль и значение белорусской науки и изобретательского сообщества в решении государственно значимых задач. Следовательно, следует всемерно стимулировать интеллектуальное творчество и инновационную активность во всех звеньях национальной экономики. 

Изобретателей в массы

В качестве первых шагов здесь видятся три. Во-первых, повышение бюджетной составляющей наукоемкости ВВП, направление ее на материальное стимулирование той части белорусских ученых, которые взяли на себя ответственность за создание ключевых разработок. Во-вторых, повышение роли Белорусского общества изобретателей и рационализаторов посредством преобразования его в республиканское государственно-общественное объединение и оказание ему необходимой государственной поддержки. Как известно, получение в свое время статуса Республиканского государственно-общественного объединения «ДОСААФ» и РГОО «Белорусское общество «Знание» позволило вдохнуть новые силы в развитие тех общественно значимых направлений деятельности, которыми они занимались в советский период. В-третьих, создание многоуровневой системы обучения изобретателей и разработчиков (потенциальных и действующих) навыкам эффективных решений технических задач. Сегодня стране необходимы тысячи подготовленных и мотивированных изобретателей и рационализаторов, готовых создавать передовые технические решения для различных отраслей экономики. В свое время в Советском Союзе минская школа ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была сильнейшей в тризовском движении, многие ее представители успешно коммерциализировали приобретенные компетенции в транснациональных корпорациях США и Кореи, поскольку их знания и навыки оказались невостребованными на родине в смутные 1990-е годы... 

Очевидно, что предлагаемые здесь решения должны получить значительный общественный резонанс для своей реализации. Вместе с тем управлять — значит предвидеть развитие событий. На мой взгляд, геополитическая обстановка будет объективно подталкивать нашу страну (равно как и другие страны Евразийского союза) к опоре на собственные силы, когда единственным способом обеспечения технологического суверенитета станет создание в достаточном количестве технологий и товаров, необходимых для устойчивого функционирования экономики и поддержания нормальной жизнедеятельности общества. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter