“Жить нужно по-хозяйски”

Новый проект “Народной газеты” и Министерства жилищно-коммунального хозяйства будет рассказывать о многом: о нововведениях, тарифах, планах, событиях... Но для начала, полагаем, читателям будет небезынтересно поближе познакомиться с главным лицом отрасли — министром жилищно-коммунального хозяйства нашей страны. Специально накануне выхода первого выпуска приложения мы встретились с Владимиром Белохвостовым, чтобы, образно выражаясь, перерезать красную ленточку, а заодно узнать из первых уст, все ли готово к зиме, чего ожидать в ближайшее время от тарифов и что нового для потребителей своих услуг готовит сейчас жилищно-коммунальная отрасль.

— Ко всему, что связано с аббревиатурой ЖКХ, всегда было и, пожалуй, будет повышенное внимание со стороны простых людей. Но взаимоотношения потребителей и поставщиков коммунальных услуг не всегда оказываются простыми. Как вы считаете, можно ли сделать так, чтобы, как говорилось в знаменитом фильме, “управдом” действительно стал “другом человека”?
— Так и должно быть. И сейчас министерство — как представитель всей отрасли — многое делает для того, чтобы повысить авторитет коммунальных служб среди населения. Результаты уже дают о себе знать. Одним из наиболее перспективных в этом отношении направлений я назвал бы работу по внедрению заявительного принципа “одного окна”. В разных уголках Беларуси постепенно появляются (а со временем будут действовать везде) так называемые расчетно-кассовые центры. Грубо говоря, это несколько жилищно-эксплуатационных организаций, объединенных под одной крышей: процедура выдачи справок там упрощена до минимума, сделать все необходимые платежи, получить консультации и проверить расчеты человек может в одном месте. График работы РКЦ тоже подстроен под трудовые будни людей — с 8.00 до 20.00, а в субботу — с 8.00 до 17.00. Так что никаких проблем с очередями. А в Минске уже разработано соглашение, которое регулирует отношения между расчетно-вычислительным центром и районными центрами соцобслуживания, которые представляют списки для частичной компенсации оплаты за техническое обслуживание и коммунальные услуги многодетным семьям.
— А каким нововведением или проделанной работой гордитесь больше всего?
— Во-первых, я выделил бы момент постепенного улучшения питьевого водоснабжения по всей стране в рамках реализуемой сейчас программы “Чистая вода”. Кроме того, нам удалось увеличить темпы и объемы капитального ремонта жилищного фонда, что тоже очень важно. Многое делается и в плане экономии: например, ежегодно потребление топливно-энергетических ресурсов снижается на 7 процентов — в сопоставимых условиях к предыдущему году.
— Чтобы быть полностью объективными в вопросе взаимоотношений потребителей услуг ЖКХ и самих коммунальников, справедливо было бы выслушать мнение последних. О том, какие претензии чаще всего предъявляет к коммунальным службам население, говорится часто. Но у коммунальников тоже, очевидно, есть свои пожелания к населению?
— В основном все претензии к гражданам, которые просто создают неудобства другим. Взять тот же жилой дом: если кто-то делает самовольную перепланировку, нарушая при этом несущую способность здания, то он фактически ставит безопасность других жильцов под сомнение. Много проблем создают и неплательщики за жилищно-коммунальные услуги. Эта просроченная задолженность на 1 сентября 2006 года составила без малого 45 млрд. рублей. А ведь эти деньги можно было пустить в дело.
— Немного о насущном. Есть такая шутка, что коммунальники живут от одного отопительного сезона до другого. Доля правды в этом есть, поскольку каждая зима становится своеобразным экзаменом на “профпригодность”. Прошлогодние морозы в этом отношении можно сравнить с “госэкзаменами”: например, ваши украинские коллеги с заготовленным природой “билетом” справиться не смогли. Поскольку новые холода уже на носу, многие задаются логичным вопросом: а не застанет ли непредсказуемая погода врасплох и белорусских коммунальников?
— За погоду, конечно, ручаться не может никто, но мы можем проанализировать ситуацию, сложившуюся прошлой зимой, когда экстремально низкая температура, действительно, стала экзаменом для отрасли: организации ЖКХ не допустили сбоев в работе систем теплоснабжения и систем отопления жилых домов — никаких ЧП, подобных произошедшим в Украине, в нашей стране не было. Тем не менее мы сделали выводы из прошлогодних природных уроков и заложили их в основу подготовки жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному периоду — наше министерство постоянно контролировало эти работы. Мы закончили испытания оборудования котельных, систем отопления жилых домов, установили групповые счетчики тепла в многоквартирных жилых домах, создали достаточный запас топочного мазута и заготовили дрова, так что тепла хватит на весь отопительный период. Особое внимание было уделено замене теплосетей, ведь они являются своеобразными “артериями” для тепла и должны быть в надлежащем порядке. А до 15 октября должны получить паспорта готовности все котельные.
— Многим читателям небезынтересно узнать, как в ближайшее время будет развиваться тарифная политика жилищно-коммунальной отрасли. Особенно волнует вопрос: как скоро населению придется перейти на 100-процентную оплату услуг?
— Сейчас население оплачивает услуги ЖКХ менее чем на 50 процентов от их реальной стоимости. Остальная часть затрат компенсируется государством из бюджета и других источников. Действительно, в будущем планируется перейти к полной оплате услуг ЖКХ населением, но к 2010 году, как многие ошибочно предполагают, этого не произойдет. Программа развития нашей отрасли до 2010 года, по которой мы сейчас и работаем, предусматривает сохранение в ближайшие пять лет традиционных источников финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства. Окупаемость затрат тарифами на услуги ЖКХ к этому сроку должна будет составлять лишь 62 процента без учета электроэнергии и газа. Естественно, все тарифы будут повышаться постепенно.
— К слову, о планах. На прошлой неделе Президент подписал указ, в котором прописаны меры по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства. В частности, речь ведется о том, чтобы к 2009 году создать в каждом многоквартирном доме товарищество собственников. Попытки ухода от “жэсовской” системы управления предпринимались и раньше, но пока этот процесс нельзя назвать активным. Что настораживает людей?
— Я сразу бы разделил процедуру создания товариществ на два русла. Если говорить о новых домах, а сейчас абсолютное большинство товариществ собственников создается именно в новостройках, то там вопросы возникают очень редко: дома новенькие, проблем с ремонтами практически нет, поэтому и самоуправление развивается активно. А вот в старых домах товарищества создавать сложнее: представители жилищно-коммунальных служб провели в сумме более 16 тысяч собраний с жильцами различных домов по этому вопросу, но практически все люди признавали, что просто боятся брать на себя такую ответственность. Но бояться этого не следует, потому что изнутри проблемы всегда видны лучше и при соответствующем контроле решаются быстрее. Тот же вопрос с организацией парковочных мест во дворе жилого дома гораздо проще и эффективнее решается, когда им начинает заниматься непосредственно заинтересованное лицо — представитель этого дома. В обозначенном указе нашлось оптимальное решение проблемы: если жильцы дома не смогут сами выбрать себе представителя, местный орган власти предложит им уполномоченное лицо по своей рекомендации — компетентного в жилищно-коммунальных вопросах человека, который и возьмет на себя все обязанности председателя товарищества собственников.
Вообще же этот указ поможет разрешить многие проблемы, которые возникают на пути реализации всех задуманных вплоть до 2010 года планов: без создания эффективного механизма работы многие из них на долгое время могли бы остаться неосуществимыми. Сейчас мы работаем над приведением всей документации в соответствие с указом. А к более подробным рассказам о том, что и как будет меняться в нашей работе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства после, мы еще не раз вернемся на страницах совместного проекта Министерства жилищно-коммунального хозяйства и “Народной газеты”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter