Владимир Янковский в декабре представит кинообщественности историческую драму «Купала»

Жить настоящим

Владимир Янковский считает, что белорусскую киношколу нужно создавать заново

Актер, режиссер и продюсер, представитель известной творческой династии Владимир Янковский в этом году был членом жюри основного конкурса 26-го Минского международного кинофестиваля «Лістапад». А в декабре он сам завершает работу над национальным кинопроектом «Купала». В кулуарах мы попросили его поделиться своими впечатлениями о современном кинопроцессе, рассказать, когда состоится премьера «Купалы» и поедет ли фильм на международные кинофорумы.


— Владимир Ростиславович, вам не хотелось когда-нибудь встать у руля «Лістапада», как ваш знаменитый отец?

— Нет, никогда. Я — практик. Я люблю снимать кино, смотреть чужое, но постоянно кого-то оценивать мне бы не хотелось. Я либо получаю удовольствие от кино, либо нет. Выносить оценку мне было бы неудобно перед моими коллегами.

— У вас не было ощущения, что многие картины конкурса объединяло чувство растерянности, неприкаянности героев в современном мире?

— «Лістапад» сконцентрирован на кинематографии постсоветского пространства. И мы все после распада империи находимся в таком состоянии. Он отображает наши чувства. Лет через 15—20 они, возможно, будут уже другие. Мне кажется, мой сын, которому 12 лет, — уже другое поколение. Хотя многое зависит и от родителей, от их воспитания. В моем проекте «Гражданин Никто» снимался талантливый мальчик, и когда я с ним разговаривал между съемками, он мне говорил, что хотел бы стать пионером-героем. «Зачем? — спрашивал я. — Дети не должны умирать, дети должны жить». Но вот мечта у него была именно такая.

— В ваших интервью вы неоднократно говорили о непростой ситуации в белорусском кино…

— Мы имеем в кино более 15 лет вакуума. Когда советская империя закончилась, ушли все наши корифеи, наступило 15 лет пустоты. Старая школа умерла и морально, и художественно. Ничего не снималось и не производилось, кроме рекламы и клипов. Новое поколение, которое сейчас появилось в кино, никто не подготовил к работе. Все опять должно начаться с нуля. В Беларуси нет своей киношколы. Ее нужно как-то создавать, учить новое поколение понимать и делать кино. Это очень трудоемкий и долгий процесс. На данный момент я не думаю, что в Беларуси есть кинорежиссеры, которые могут сказать что-то интересное. Я видел какие-то работы молодых белорусских режиссеров, они очень слабые. Можно дать денег, чтобы все снимали, но все равно ничего не произойдет. Их никто ничему не научил. Нужно набрать интересных педагогов, понимающих что-то в кино, профессионалов. У нас обучать кино некому.

Режиссер Янковский точно знает, чего хочет добиться от актеров на съемочной площадке.

— По какой причине в одном случае магия кино, которую мы видели в работах Антониони и Бергмана, на экране возникает, а в другом нет?

— Я уже говорил на эту тему с коллегами по жюри во время фестиваля… На что мне было сказано очень точно: «Забудьте про тот уровень, который был. Живите настоящим». Это правильно. Потому что жизнь все равно продолжается на определенном новом уровне, и надо пытаться ее понимать. Вообще, на мой взгляд, во всем искусстве сегодня определенный тупик и кризис. В живописи и изобразительном искусстве, в музыке, литературе. Двадцатый век был такой интенсивный, столько всего было создано, что очень сложно придумать что-то новое.

— В кино говорят прежде всего о сценарном кризисе?

— Безусловно, Вуди Аллен говорил о том, что 70 процентов хорошего кино — это хороший сценарий. Я с ним отчасти согласен.

— Уровень российского кино вырос за последние годы?

— По-моему, нет. Там появилось патриотическое кино, это совсем другая линия, и, на мой взгляд, к сожалению, мы видим там много примеров псевдопатриотического искусства. В советском кино патриотизм был искренний, потому что люди верили в идею социализма. Сейчас, увы, все стало намного циничнее, как мне кажется.

Показ долгожданного «Купалы» должен пройти в декабре.

— Вы готовите проекту «Купала» фестивальную судьбу?

— Да, я мечтаю об этом, не знаю, как в итоге получится. Мы откладываем премьеру на 2020 год. В декабре покажем фильм общественности и прессе, а потом будет премьера на каком-то из фестивалей. Каким образом это все произойдет, не знаю. Это тоже процесс серьезный. Идут переговоры, прощупываем почву, но конкретики нет. Фильм будет готов в середине декабря, отборщики просят его показать. После этого что-то прояснится.
…Наверное, сложно представить более удачное и масштабное завершение киногода, в котором 17 декабря белорусское кино отметит свое 95-летие. Именно в этот день и планируется представить общественности премьеру исторической драмы «Купала». Этот фильм ждут, как никакой другой. С ним связывают свои надежды и профессиональное киносообщество, и простые зрители. Хочется, чтобы картину показали на крупном кинофестивале и наш кинематограф вновь заявил о себе на международном рынке.
pepel@sb.by

Фото БЕЛТА, Сергея ЛОЗЮКА и Степана ТЮШКЕВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter