Жить комфортно — хорошо!

Вчера Президент провел совещание о работе жилищно–коммунального хозяйства
Вчера Президент провел совещание о работе жилищно–коммунального хозяйства

Сфера ЖКХ — особая. Со своей и сезонной, и каждодневной спецификой. Проблемами... Да, в целом со своими задачами коммунальники справляются. Кто поспорит с тем, что в домах есть и холодная, и горячая вода, подается тепло, нет особых проблем с электро– или газоснабжением? Однако при общей стабильности отрасли в деталях все выглядит несколько иначе. Быть может, сказывается то, что сама унаследованная еще с советских времен система подотстала от реальных требований изменившейся жизни. И инерция столь велика, что не может не вызывать нареканий со стороны потребителей услуг ЖКХ — простых людей.

Показательна в этом смысле январская история, когда из–за череды технических ошибок кое–где резко взлетели суммы платежей, указанные в жировках. Публикации «СБ» на эту тему получили широкий резонанс. И далеко не случайно. Газета заострила внимание на тех проблемах, с которыми люди сталкиваются ежедневно. Собственно, все, что касается жилищно–коммунального обслуживания, имеет отчетливое социальное звучание. Вода, тепло, свет... Наличие этих привычных благ давно стало чем–то само собой разумеющимся, а вот отсутствие сразу же сильно осложняет жизнь. А цена их — постоянная статья расходов в семейных бюджетах. И именно близость вопросов жилищно–коммунального обслуживания для каждого человека заставляет власть уделять самое пристальное внимание этой сфере. «Еще более серьезной эта проблема становится в связи с большим количеством жалоб на недостатки, которые существуют в этом секторе обслуживания. В силу этого вопрос приобрел политическое звучание», — отметил вчера Президент.

Из доклада Председателя Комитета госконтроля Анатолия Тозика об итогах проведенной по поручению Президента обстоятельной проверки отрасли следует, что определенные изменения к лучшему в системе ЖКХ есть. Практически без сбоев прошел последний отопительный сезон, приводится в порядок система оплаты труда коммунальников, совершенствуется тарифная политика. Между тем остаются актуальными проблемы реального сокращения затрат, потерь при транспортировке воды и теплоносителя, избыточной численности персонала. Все это деньги, и немалые, безосновательную потерю которых вынуждают компенсировать население. Что, собственно, и дает Президенту основание делать вывод о том, что существенного и ожидаемого улучшения в сфере ЖКХ, увы, нет.

Неспадающий поток жалоб — тому подтверждение. И если на объективные проблемы еще можно было бы сделать какую–то скидку, то на банальную невнимательность к людям, нежелание просчитывать последствия для них тех или иных решений закрывать глаза просто непростительно. Александр Лукашенко привел пример. Коммунальники уже со второй декады мая начали профилактический ремонт системы горячего водоснабжения. Делать надо — спору нет. Но почему–то никто не подумал о том, что погода в нынешнем году не балует. Температура ночью 3 — 4 градуса, днем едва до 10 дотягивает. Начался дачный сезон. Люди приезжают с участков, и мало того, что холодно, так еще и душ не принять. «Неужели так «горит», что мы не можем подождать неделю–другую и уже потом начать ремонт? Уверен, что каждый чиновник найдет возможность, как это «обойти» и не отключить горячую воду в это время. Пора уже и на людей посмотреть», — считает Президент. Да и сроки работ нет смысла растягивать на три недели. Десять дней, максимум — две недели.

Александр Лукашенко распорядился к 1 октября доложить ему об устранении всех недостатков, о которых говорилось на совещании. Среди конкретных задач он особенно выделил несколько. Численность персонала ЖКХ необходимо сократить: в Минске — на четверть, в регионах — на 30 процентов. В пользу целесообразности этого шага говорит сама жизнь. Практически ни один ЖЭС не укомплектован специалистами полностью, согласно штатному расписанию. А руководители честно признают, что для выполнения стоящих перед эксплуатационными службами задач достаточно меньшего количества людей, чем положено по нормативам. А сэкономленные деньги лучше отдать тем специалистам, которые реально работают, считает Президент. Тогда и мотивация труда будет качественно иной.

Что касается отрасли в целом, то давно пора уйти от устаревшей системы нормирования как труда, так и его оплаты. Необходимо раз и навсегда пересмотреть тарификацию. Причем не сам Минжилкомхоз должен устанавливать для себя цены на услуги своих служб, а ему нужно довести жесткие нормы и принципиально требовать их исполнения. Предельно допустимый коридор повышения стоимости услуг ЖКХ пока остается — 4 — 5 долларов в год. Но, обратил особое внимание Президент, во–первых, Правительство должно обеспечить пропорционально больший реальный рост доходов населения. Во–вторых, норма роста не может быть единовременно заложена, например, в тепло с началом отопительного сезона. Ресурс этих 4 — 5 долларов необходимо равномерно распределить по оказываемым коммунальниками услугам и использовать поступательно в течение всего года.

Ну и, конечно, деньги. Считать каждый цент, доллар, рубль потребовал Президент. Глупо греть улицу в морозы неизолированными теплотрассами. На воздух уходят огромные деньги, и если коммунальники их не «поймают», то придется им туго. Потому что бюджетная поддержка отрасли будет сокращаться. Если в прошлом году она оценивалась примерно в 400 миллиардов рублей, то в будущем Минжилкомхоз больше чем на 250 может не рассчитывать. А требования к росту объемов оказываемых услуг значительно увеличатся. Так что ресурсы придется искать внутри системы, построение которой ныне очень далеко от рационального. Критерий же оценки один — отсутствие жалоб граждан. Персональная ответственность за это руководителей городских и районных исполкомов, глав администраций районов в городах и, конечно, самих руководителей коммунальных служб. За промахи спрос соответствующий. «Будут проблемы, не дожидаясь того момента, когда на это обратят мое внимание, забирайте портфели и по всей «вертикали» — от руководителя, который занимается жилищно–коммунальным хозяйством, до руководителя власти определенного уровня — идите на другую работу», — сказал Президент. Сфера, обслуживающая людей, удовлетворяющая их повседневные нужды и потребности, — не тот случай, где можно оставлять без внимания малейшие недостатки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter