Жить хочется!

Уникальная операция проведена в Республиканском клиническом медицинском центре Управления делами Президента. Девушке, страдающей тяжелой врожденной патологией, подарили новую жизнь. Операция, выполненная в Беларуси, на сегодняшний день редкость даже в мировой практике

Уникальная операция проведена в Республиканском клиническом медицинском центре Управления делами Президента. Девушке, страдающей тяжелой врожденной патологией, подарили новую жизнь. Операция, выполненная в Беларуси, на сегодняшний день редкость даже в мировой практике


Что же сделали хирурги ведущего в стране медицинского учреждения?
— Иногда дети появляются на свет с высоким врожденным вывихом бедра, — объясняет хирург-травматолог, доцент кафедры БелМАПО, кандидат медицинских наук Александр ВОЛОШЕНЮК. — За сложным названием понятная всем болезнь. У такого ребенка одна ножка короче другой, бедро не имеет опоры и выскальзывает из запланированного природой места, отъезжая вверх иногда даже и на 10—12 см. Сустав держится, можно сказать, на честном слове, а точнее — на мягких тканях. Человек с такой патологией ходит, опираясь на носок ноги, раскачиваясь при ходьбе. Если все оставить как есть, это обычно заканчивается тяжелым артрозом сустава, при котором изменяются ткани, стирается хрящ головки бедра, а еще искривляется позвоночник и появляется изматывающая боль. Причем чем длительнее разрушительный процесс, тем сильнее боли.
Такие больные не шагают, а в прямом смысле ковыляют по жизни. А повзрослев, пополняют ряды инвалидов. Врагу не пожелаешь этой болезни: происходит перекос таза, нарушается биомеханика других суставов.
В прошлом году на консультацию к Александру Волошенюку пришла студентка Оля, у которой был такой же диагноз. Обследование показало, что у девушки бедро маленькое, неразвитое, тонкое и хрупкое. Недоразвита также  вертлужная впадина (это чашеобразное углубление на наружной поверхности тазовой кости, образующее вместе с головкой бедра тазобедренный сустав). После осмотра стало ясно, что пациентке не удастся поставить стандартную чашку эндопротеза, что обычно делают хирурги при подобных операциях. Это  был нестандартный во всех смыслах случай.
Чтобы помочь Оле, специалисты Республиканского клинического медицинского центра отправили в Германию рентгенограмму, компьютерные исследования и заказали для девушки индивидуальный протез.
В мировой практике известны случаи оказания помощи подобным больным, однако в каждой клинике операции  выполняются по-своему, потому и не существует каких-то стандартов.
Александру Волошенюку приходилось оперировать подобных пациентов, правда, на хирургический стол попадали в основном люди старшего возраста. И хотя помощь им оказывалась тоже нестандартно, необходимости выравнивать ноги, как говорят, строго под линеечку не было. Пациенты избавлялись от боли, они были рады, что к ним вернулась подвижность. Здесь же речь шла о девушке, у которой вся жизнь впереди и для которой внешность — не на последнем месте.
Команда специалистов под руководством Александра Волошенюка — а это Сергей Стебунов, Иван Вольский, Максим Родионов, анестезиологи-реаниматологи во главе с Дмитрием Тихоном — хорошо понимала: во время операции могут возникнуть нестандартные и непредвиденные обстоятельства и решать их придется быстро.
В чем была сложность?
Одновременно, в один этап предстояло не только уровнять длину ног, но еще и удлинить больную ногу более чем на 5 см. А это было практически невыполнимо, поскольку невозможно сразу растянуть мягкие ткани, сосуды и нервы, а затем сразу установить бедро на место. Еще одна сложность — чувствительные к перерастяжению нервные стволы. Стоит переусердствовать, и у пациента наступит паралич конечности, что навсегда лишит ногу точки опоры.
Поэтому операцию решено было выполнять в два этапа. Вначале хирурги обработали вертлужную впадину и на это место установили чашку эндопротеза со специальным керамическим покрытием. Следующий шаг — чтобы мобилизовать бедро, отсекли и удлинили сухожилия, прикрепляющиеся к области тазобедренного сустава.
Затем Оле предстояло вытяжение с большими грузами. Врачи и пациентка медленно шли к поставленной цели — эндопротезированию.
Операция, к радости всех, прошла успешно, и уже через три дня Оля ходила с помощью костылей, при этом опираясь на прооперированную ногу. И вскоре выписалась домой.
Спустя положенное время, девушка явилась на плановый осмотр в больницу и без преувеличения сразила хирургов наповал.
— То, что мы увидели, нас приятно потрясло, — довольны выполненной работой хирурги. — В кабинет вошла высокая красивая девушка. Плечи на одном уровне, стройная осанка, ноги одинаковой длины, хромота отсутствовала. Мы с трудом узнали в незнакомке свою бывшую пациентку и, признаться... не были готовы к такому быстрому и хорошему результату.
После операции Оля действительно изменилась до неузнаваемости. Модная прическа, стильный наряд. Но больше всего удивили ее высокие каблуки. Ведь девушку выписали из клиники домой со строгим предписанием: носить обувь на низком каблуке или танкетке! И поначалу обязательно опираться на трость.
Молодость пренебрегла этими советами...
— Вся команда врачей и хирургов, оперировавших Олю, в прямом смысле не могла поверить своим глазам, — Александр Николаевич словно устыдился своего восторга и сказал: — Мы, хирурги, люди сдержанные и не очень эмоциональные, но в тот день радовались за девушку от души.
Хирурги поинтересовались, пользуется ли Оля тростью при ходьбе.
Девушка искренне удивилась:
— А зачем? У меня теперь ничего не болит. И жить хочется!
К тому же я спешу на занятия в университет.
— Что дальше делать будете? — спрашиваю Александра Волошенюка, наверняка зная, что хирург уже вынашивает очередную идею, которая обязательно изменит жизнь к лучшему и других больных.
— Сейчас ученые работают над созданием эндопротезов, которые можно будет использовать полвека, — говорит Александр Николаевич. — Когда-нибудь придет время клеточных технологий, что откроет новые возможности. А пока поживем — увидим...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter