Каким станет мир в 2046 году?

Жить или кошелек

На этой неделе общественность взбудоражил авиаинженер Питер Диамандис. В статье «Почему стоимость жизни резко снизится в ближайшие 20 лет» он предрек планете Земля абсолютное изобилие и демонетизацию (бесплатное получение) товаров и услуг. Свой оптимистический прогноз ученый связывает с развитием технологий, и первый, самый главный его аргумент звучит так: «Двадцать лет назад наиболее зажиточные граждане могли позволить себе иметь фотоаппарат, видеокамеру, CD–плеер, стереосистему, сотовый телефон, наручные часы... Сегодня все эти вещи бесплатны в вашем смартфоне. Странно, что мы не осознаем ценность этих вещей, когда они становятся бесплатными».



Кто ж запретит участникам нашего спор–клуба заглянуть в будущее и попытаться представить, каким станет мир в 2046 году? Один из участников дискуссии аплодирует инженерам, гукает скорейший приход космической весны и, готовясь к полету на Луну, поскорее сбрасывает с себя все лишнее. Другой, неутомимый противник прогресса, не доверяет бездушным машинам и в беспокойстве призывает людей опомниться, запасаться звонкими монетами — это единственный, на его взгляд, надежный источник благополучия. Какие мысли обуревают вас, дорогие читатели, когда вы наблюдаете технологические перемены, и что они приносят в вашу жизнь? Как всегда ждем ваши мнения на сайте www.sb.by


Интеллект побеждает бабло



Виктория ПОПОВА
У меня нет никаких оснований смеяться над прогнозами футурологов. Я действительно верю — через 25 лет стоимость жизни снизится в разы, удешевится благодаря развитию «интернета всего». Многие продукты и услуги станут бесплатными, наконец, рано или поздно «технологический социализм» восторжествует — деньги и вовсе исчезнут, как рудименты. Вкалывать будут роботы, а человек — кайфовать, наслаждаться плодами цивилизации. Но только с одним условием: если у него хватит мозгов для этого.

Я тебе расскажу, Роман, как мне сегодня благодаря прогрессу удается значительно уменьшить свои расходы. А ты мотай на ус, возможно, и тебе кое–что из моей мобильной практики пригодится. Надо понять, на что мы тратим большую часть своих доходов. На питание. На унитаз, к сожалению. Причем всем известно, выкладка в гипермаркетах — это ловушка. Приходишь за молоком в магазин — и понеслось: туалетная бумага, губка для посуды, перчатки с эффектом пудры. В результате непредвиденные расходы, на глазах тают миллионы на карточке, в руках неподъемные пакеты. Но только меня теперь так просто не возьмешь. Последние полгода я пользуюсь исключительно интернет–доставкой. Раз в две недели заказываю только те продукты и товары, что мне действительно необходимы, в пределах строго отведенной суммы — 60 рублей. Так наловчилась, что уже и в 57 вписываюсь на семью из трех человек, тогда — для ровного счета — могу и закинуть в интернет–корзинку баночку баклажанной икры за 3 рубля, чисто побаловаться. Ровно в назначенное время ко мне 33 пакета (опять же экономия на мешках для мусора) с продуктами приезжают бесплатно в дом. А те два часа, что я сохранила для себя, не наматывая тысячи шагов по гипермаркету, использовала на новое хобби — картинку нарисовала, копию вангоговского «Овера после дождя». И продала за копейки соседке (прибыль, причем чистая), и спина моя не подорвана тяжестями (о, таблетки не нужны). В общем, не могу нарадоваться. В этой системе меня пока не устраивает один нюанс: надо ходить на сайт гипера и все же нажать там какие–то кнопки, выбрать продукты, их вес и количество. Когда в скором времени экран заменят очками и дубовая технология Siri научится распознавать не только мою речь, но и предпочтения в еде, комфорта и свободы станет еще больше. Про «интернет вещей» сейчас много говорят и пишут, нет смысла повторяться — лайфхаки нас ждут!

Транспорт! Вот еще черная дыра, куда большинство моих сограждан вбрасывает весомую часть своих скромных заработков. Да откажитесь вы от автомобиля в городе, в таком населенном пункте, как Минск, личное авто — глупость и расточительство. Проездной билет на все (!) виды транспорта стоит 41 рубль с копейками в месяц. Катайся во все стороны света — с ветерком и смартфоном, в котором сегодня есть все: видеокамера, фотоаппарат, библиотека, плеер, телевизор, соцсети и даже калькулятор, на котором несложно подсчитать, сколько денег экономишь, отказавшись от техосмотров, ТО своего автомобиля, бензина... Даже вспоминать не хочу те черные десять лет, что угробила на сомнительное удовольствие — водительский стаж. Сегодня услуги такси у нас стали буквально копеечными. Даже в Витебск, к родителям, комфортные маршрутки ходят каждый (!) час и всего 10 рублей билет стоит (в былые времена я чуть–чуть в 30 рублей вмещалась, чтобы навестить родственников на своей «Мазде»). В салоне маршрутного авто красота: кондиционер, Wi–Fi, никаких препятствий в виде остановок в Плещеницах и прочих отклонений от маршрута. Только дорога, скорость и предвкушение встречи с мамиными лапунками. То ли еще будет, когда беспилотники станут по трассам бегать: никаких аварий, пустых разговоров с таксистом о высоких ценах на бензин. Да и бензина, кстати, тоже никакого не станет — топливо же электрическое.

Жилье, мебель, дача? Для меня это вещи одного с автомобилем порядка. Когда вы собираетесь жить на этих дачах, если перед вами весь мир открывается? Есть у нас с тобой один общий знакомый, который угробил десять лет своей жизни и спину заодно на строительство дома своей мечты. И что? Сварил на веранде плов пару раз, и нынешним летом душа позвала в Италию, на остров Капри, куда летают дешевые лоукосты, благодаря онлайн–платформам появилась возможность арендовать жилье хоть бесплатно, встречаются и такие предложения. А дачу под Минском — если невмоготу — можно также на лето снимать. Из мебели сегодня в квартире нужен только компьютер, стол и специальное кресло к нему. Ладно, еще кровать. А шторы и прочие мещанские радости — пустая трата денег. Воюю с мамой на этот счет не первый год, и, кажется, она скоро примет мою сторону: дело в том, что познала радость общения с интернетом и просветлела, ей–богу. Внимательно изучает технологию 3D–печати и рисует «плюшки», которые в ближайшие десять лет ей принтер бесплатно подарит.

Пока писала этот материал, мне позвонила подруга из Америки — белоруска, вышла замуж за местного же еврея, который изобрел такую трубочку для аптек: в нее дышишь, и она выдает тебе рецепт, какое именно лекарство в данную минуту необходимо принять. Искусственный разум побеждает бабло, бережет деньги, избавляя от трат на ненужную диагностику, сомнительных рецептов от некомпетентных врачей. Я была очень рада по вайберу услышать свою подругу, которая живет на другом континенте, и узнать, что ее муж благодаря своему изобретению — трубочке — вмиг стал миллионером. А сейчас, пока ко мне едет интернет–доставка воды, подумаю над тем, какой будет лично мой вклад в развитие новых возможностей человечества.

viki@sb.by

Такого будущего нам не надо



Роман РУДЬ
Спасибо тебе, Вика, что хотя бы кровать разрешила в доме оставить. Скрепя сердце все–таки причислила сон к базовым человеческим потребностям, без удовлетворения которых не обойтись даже в технократическом будущем. А то я уже было испугался, что и спать за нас тоже будут роботы.

Вообще, не понимаю, зачем ты дожидаешься появления каких–то высокотехнологичных очков, способных заменить экран компьютера? Ты уже в очках, заменивших тебе трезвый взгляд на мир: в розовых. Вместе с футурологом Диамандисом вы глядите сквозь эти стеклышки в радужное грядущее, почему–то напоминающее мое детское прошлое. Точнее, услышанные в ту пору народные сказки, лейтмотив которых сводился к общей мечте большинства волшебных героев: чтобы все иметь и не работать. Лежишь себе на печи, которая управляется автопилотом, а блага так и сыплются сами собой... Подозреваю, Петер Диамандис наизусть выучил сказку «По щучьему веленью». Но в реальной жизни, к сожалению, так не будет.

На самом деле, Виктория, ты рукоплещешь пророчествам, которые принесут массу несчастий. Роботизация оставит без работы миллионы людей. Уже сейчас возникает неловкий момент, когда очередной директор предприятия хвастает, что установил новую технологическую линию: «Раньше на этом конвейере работали 50 человек, а сейчас хватает пяти! Остальное делает автоматика!» Сразу охота спросить, а куда же делись 45 освободившихся работников? Вряд ли они отправились, как ты, рисовать копии с картин Ван Гога — не у всех есть художественный талант, да и сомнительна прибыль с такого ремесла. В предсказаниях Диамандиса, как все здорово будет устроено для людей, почему–то не оказалось места собственно людям. Которые останутся не у дел, наступи в мире, как он выражается, «технологический социализм».

Вот он с восторгом говорит, что практически всю медицину — от диагностики до хирургии и подбора лекарств — заменит искусственный интеллект. Предрекает, что жилье будет появляться благодаря роботам–строителям и технологиям 3D–печати зданий. Традиционные университеты заменит онлайн–образование, транспорт станет самодвижущимся, а еду почти бесплатно начнут производить некие виртуальные фермы... А куда исчезнут армии профессиональных докторов, строителей, преподавателей, водителей и комбайнеров? Ну хорошо, ничтожный процент этих людей станет следить за автоматизированными системами, но с прочими–то что? Если народ, как ты выражаешься, бросится наслаждаться плодами цивилизации, то мы быстро получим вялое, анемичное, ожиревшее и отупевшее человечество. К чему бороться за кусок хлеба и непрерывное улучшение качества жизни, если изобильное будущее уже наступило? Наверное, ты наивно представляешь, что люди бросят свои освободившиеся умственные и физические ресурсы на освоение живописи и музицирование? Три раза ха! Судя по некоторым государствам, где социальное пособие позволяет жить, никогда не работая, никто композитором в таких условиях не становится. Вот наркоманом — сколько угодно! Потому что жизнь в относительном достатке, не требующая приложения каких–либо усилий, быстро становится скучна и беспросветна. Вот от нее и бегут в галлюциногенную реальность. Поэтому меня страшит, а не прельщает будущее, в котором нам можно будет ничего не делать. Ведь рано или поздно слишком умные машины сочтут, что эти бесполезные, ни на что не годные человеки только мешают построению истинного «технологического социализма». Зачем многомудрому искусственному интеллекту несколько миллиардов примитивных существ?

Напоследок тоже поделюсь с тобой некоторыми личными наблюдениями. Однажды мы всей семьей постарались записывать все наши траты в течение трех месяцев. И с ужасом выяснили, что больше половины общего дохода уходит, как ты верно заметила, на еду. О какой «демонетизации экономики» ты говоришь, если мы и сейчас, как сто лет назад, работаем лишь ради того, чтобы прокормиться да приодеться? Кошелек, а не смартфон до сих пор решает, какой быть нашей жизни. И эта ситуация не изменится еще очень долго. В начале прошлого века, когда прогресс резко рванул вперед — все эти паровозы, автомобили да аэропланы, — тоже появилась масса футурологов, предсказывающих скорое всеобщее благоденствие. Ну и где межпланетные перелеты и города на Луне? Телепортация? Победа над смертельными болезнями? Остались там, где и были, — в фантастических романах. Думаю, прогнозы Диамандиса и твои ожидания ждет та же судьба.

Массовая безработица человечеству не грозит, роботы не продвинутся дальше примитивных операций по закручиванию гаек, а душевный разговор с живым таксистом не заменит никакой самый совершенный автопилот. Так что наслаждайся интернет–доставкой продуктов с твердым пониманием, что это — предел удовлетворения твоей потребности в безделье. Для всего остального по–прежнему придется вставать с дивана.

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 145 (25027). Суббота, 30 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter