Жить достойно

Что обещает гражданам на этот счет Союзное государство?Любое государство, провозгласившее себя социальным, а именно так написано в Конституции России и Беларуси, уделяет социальной политике и поддержке наименее защищенных слоев населения самое пристальное внимание. В Союзном государстве ею занимается Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. О том, что уже сделано, о планах на ближайшую перспективу рассказывает член этой комиссии, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена АФАНАСЬЕВА.

Два народа, решившие жить в едином государстве, должны иметь на его территории одинаковые права – на передвижение, место жительства, трудоустройство, трудовую и социальную защиту, пенсионное обеспечение, получение образования, медицинское обслуживание и так далее. Широкий спектр весьма болезненных социальных проблем и вопросов, возникающих у граждан Союзного государства, без унификации национальных законодательств Беларуси и России, совершенствования миграционной политики, формирования общего рынка труда, единого образовательного пространства, здравоохранения решить невозможно. Гармонизацией законодательств, регламентирующих эти области союзного строительства, и занимается наша комиссия с первого дня ее создания.
И хотя Концепция социального развития Союзного государства до 2010 года была принята в 2003 году, огромный толчок развитию этой сферы был дан в январе 2006 года, когда два президента подписали  Соглашение об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства. В 2006–2008 годах были заключены межгосударственный Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, межправительственное Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам наших стран в учреждениях здравоохранения Беларуси и России, Соглашение о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств. Благодаря этому многие вопросы, непосредственно затрагивающие сферу жизнеобеспечения граждан Беларуси и России, успешно решаются.
Мы унифицировали программу общеобразовательной школы, договорились о взаимном признании дипломов об окончании учебных заведений, обеспечении равных прав на поступление в средние специальные и высшие учебные заведения с выплатой стипендий и обеспечением проживания, о создании совместных государственных  вузов.
Для претворения в жизнь положений Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999–2001 годы парламентарии заложили исходную базу правовой гармонизации в социально-трудовой сфере и разработали более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов.
В их числе – проекты трудовых кодексов, законов «Об охране труда», «О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения», Концепции системы управления охраной труда и Концепции экономического механизма, стимулирующего нанимателей (работодателей) создавать на производстве безопасные условия труда; единая методика оценки сложности труда и построения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника  должностей служащих и другие документы. Эта работа получит развитие в Программе совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2008–2011 годы. Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство труда и социальной защиты РБ уже приступили к ее реализации. Когда эти нормативно-правовые акты вступят в силу, россияне и белорусы смогут найти работу, не отходя от своего компьютера, пользуясь единой базой трудовых ресурсов.
Много нареканий не так давно вызывала миграционная политика. Теперь, когда законодатели разработали и законодательно ввели миграционные карты единого образца для иностранных граждан, следующих в Россию через территорию Беларуси или в обратном направлении, россияне и белорусы вздохнули с облегчением: их это не касается. Им достаточно зарегистрироваться по месту проживания.
Положительные изменения произошли и в области здравоохранения. Несмотря на различие его моделей, в обоих государствах принимаются идентичные меры реструктуризации системы здравоохранения, управления качеством медицинской помощи и стандартизации медицинских технологий. И в Беларуси, и в России формируются программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Это уравняет наших граждан в правах на оказание медицинской помощи, ликвидацию медицинских последствий катастрофы на ЧАЭС, производство и взаимные поставки лекарственных средств и изделий медицинской техники, повышение квалификации медицинских кадров.
В 2008 году вступило в силу Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Беларуси и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения России. Оно закрепляет равенство прав граждан, постоянно проживающих на территории Беларуси или России, Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы трех степеней на получение всех видов медицинской помощи. А также граждан, временно прибывающих на территории государства-участника, – на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также и амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.
Год назад в Минске было подписано Соглашение о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств. И для белорусов, и для россиян это имеет большое значение. Российский рынок забит дорогими импортными лекарствами или фальшивками, представляющими опасность не только для здоровья, но и для жизни населения. Подписанный документ предусматривает выработку единых требований, в соответствии с которыми стороны взаимно признают результаты доклинических и клинических исследований лекарственных средств. Это значительно сократит путь качественных белорусских лекарств на прилавки российских аптек. Главное – ограничить аппетит лоббистов некачественной, но приносящей огромные барыши лекарственной продукции.
Особо хочется сказать о назначении и выплате пенсий гражданам России и Беларуси, переехавшим на постоянное место жительства в соседнее государство. Предметом правового регулирования в этой области являются пенсионное обеспечение, уплата взносов на государственное социальное страхование, предоставление помощи по временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение, семейных пособий, возмещение вреда в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. Договор направлен на решение вопросов как уже состоявшихся, так и будущих пенсионеров.  А это немалый контингент: за 1990–2007 годы на постоянное место жительства в Беларусь прибыли 37,3 тысячи пенсионеров, в Россию – 30,3 тысячи белорусских пенсионеров. А не так давно и в Парламентское Собрание, и в Постоянный Комитет приходило немало писем от пенсионеров, жалующихся на то, что, переехав из Беларуси в Россию, они не могли вовремя получить свои пенсии. Наконец мытарствам стариков пришел конец.
В основу договора заложен принцип пропорциональности. В соответствии с ним пенсия или ее часть назначается и выплачивается государством, на территории которого накоплены пенсионные права. Каждое государство назначает и выплачивает часть или полный размер пенсии за трудовой стаж, приобретенный на его территории после распада СССР – 13 марта 1992 года.  За трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство, в котором гражданин постоянно проживает на момент обращения за пенсией. Если человек после распада СССР работал в России, а затем переехал в Беларусь, при достижении пенсионного возраста органы по труду, занятости и соцзащите Беларуси назначат ему пенсию только за стаж работы в Беларуси. Кроме того, Беларусь возьмет на себя обязательства и по выплате ему пенсии за работу во времена СССР. За стаж, выработанный в России после распада СССР, пенсию будет платить Россия. Такая же схема применима и к гражданину Беларуси, который переселился в Россию.
Принципиально важным является то, что  гражданин имеет право выбора и сам решает, какой вариант для него выгоднее. Те, кто переехал в соседнее государство до вступления в силу договора, могут рассчитывать на пересмотр ранее назначенных пенсий, что не повлечет уменьшение их размера.
Тем не менее, несмотря на очевидные достижения, члены Парламентского Собрания далеки от мысли, что в деле формирования общего социального пространства не осталось нерешенных проблем. Главный недостаток большинства принятых нормативно-правовых актов в том, что они носят рекомендательный, а не обязательный характер. Кроме того, отсутствует эффективная система контроля их исполнения.
На мой взгляд, стремление унифицировать все нормативные и законодательные акты вряд ли обоснованно – из-за их большого количества и многообразия сфер жизнедеятельности, огромного объема работ и значительных финансовых затрат. Полную унификацию затрудняют и национальные особенности. Целесообразнее, думаю, принять Основы законодательства Союзного государства как рамочные – для разработки национально-правовых актов, заключать двусторонние договоры и соглашения, которые позволят разрешить наиболее острые вопросы, вести единый мониторинг уровня жизни населения Беларуси и России, основанный на общей методологической базе. Эти меры будут способствовать обеспечению достойного уровня жизни всем слоям населения России и Беларуси. К чему, собственно, и должна стремиться высшая власть социального государства.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter