Жильцы подземелья

Дом № 23б по проспекту Мира находится, считай, в самом центре Могилева. Казалось бы, живи да радуйся. Однако жильцы первого подъезда давно перестали спать спокойно. С тех пор, как в подвале их дома поселились бомжи...

Дом № 23б по проспекту Мира находится, считай, в самом центре Могилева. Рядом — Дом детского творчества, кинотеатр «Октябрь», благоустроенная набережная Днепра. Сам десятиэтажный дом — из разряда престижных: когда–то квартиры здесь получали партийные работники. Казалось бы, живи да радуйся. Однако жильцы первого подъезда давно перестали спать спокойно. С тех пор, как в подвале их дома поселились бомжи.


— Сперва один грязный и всегда пьяный мужик там ошивался, затем подругу привел. Уже года три, наверное, живут, — показывает мне рукой жительница дома Нелли Комарова. — Мало того, что грязь и вонь развели, так еще и сарайчиков подвальных нас лишили. Толку ставить туда на зиму закатки, если все съедят подчистую!


— Картошка, соленья–варенья, два ведра клубники, больше 20 литров домашнего вина, ведра с краской, велосипед... — подсчитывают вслух убытки жильцы.


Особенно достается от бомжей жильцам первого этажа.


— То в 6 утра застолье организуют, то ночью звенят стеклотарой, а то дерутся между собой, — сетует Лариса Ходанова из четвертой квартиры. — Однажды один из бомжей примчался с просьбой, чтобы мы милицию вызвали: мол, в подвале его товарищ на другого с ножом кидается. Вызвали. Милиционеры всех подвальных жителей забрали в опорный пункт. Но вскоре они опять вернулись!


Убедиться, что подвал действительно используют под жилье, я рискнула. Спасибо жильцам — вызвались сопровождать.


Путь оказался недолгим. Сразу за поворотом фонарик выхватил из темноты две человеческие фигуры. Мужик, на вид еще не старый, восседал на трубе, закусывал. Рядом валялись пустые бутылки из–под дешевого вина. Поблизости возлегала дама в грязном пальто.


От дяди Жени (так  представился мужичок), я узнала, что с новой женой в подвале он обитает уже два года. Что в милицию их забирали не раз, но не больше чем на несколько суток. И что работники ЖЭУ им здесь жить разрешают, «только чтоб порядок был».


Дяде Жене в ноябре стукнуло 58 лет. Когда–то работал водителем, но запил. Жена с ним развелась, нашел другую. Только жить им негде.


— Была у меня хата в деревне, в Шкловском районе, но я несколько лет после смерти родителей там не появлялся, вот ее и отдали другим людям, с тех пор и скитаюсь, — откровенничает он.


У его «супруги», как оказалось, тоже есть жилье. Но туда ее не пускает родня.


Подвальные жители честно признались, что тут им хорошо и уходить отсюда они не планируют.


В свете фонарика осматриваю помещение. Кухня у входа: стульями и столом служат трубы теплотрассы. Один из сарайчиков переоборудован под спальню, — одеяло и замызганная подушка валяются прямо на полу. В соседнем сарайчике что–то типа кладовки: ветошь, банки, бутылки — видать, запас продовольствия на зиму. А с обратной стороны, пардон, туалет!


— Ужас, во что превратился наш сарайчик, в котором раньше мы закатки хранили! — расстраивается Лариса Ходанова. — Дверь выломана, полки разбиты. А ведь мой муж столько сил приложил, чтобы его благоустроить!


Навести порядок в подвале, закрыть его от непрошеных гостей пытались все жильцы первого подъезда. Собрали деньги, на входную дверь установили тяжелый металлический завал, повесили замок. Но бомжи умело распилили, казалось бы, прочную конструкцию. С просьбой выселить нежелательных соседей жильцы дома обращались и в местное 5–е ЖЭУ, и к участковому милиционеру. И коммунальники, и милиционеры спускались в подвал, выгоняли постояльцев. Но те возвращались «домой» снова.


— Если бы такой подвал был один... — сокрушается начальник ЖЭУ № 5 Николай Степанов. — Летом бомжи живут «на природе», а с наступлением холодов перебираются в подвалы. У нас на балансе более 100 домов. Замки в подвалах и на чердаках меняем чуть ли не каждую неделю. Но что замок, если бомжи умудряются распиливать завалы и открывать даже металлические двери! В доме 23б по проспекту Мира не раз замок ставили, выселяли бомжей, милицию вызывали, а толку никакого!


У милиционеров своя правда. Участковый опорного пункта Ленинского РОВД Александр Белошедов уверен:


— Чтобы бомжи в холода не оккупировали подвалы, двери в подсобные помещения должны быть на замке, о чем мы постоянно напоминаем администрации ЖЭУ. Другого выхода нет. Выселить бомжа, конечно, можно. В изолятор временного содержания. Но он там месяц отбудет, его продезинфицируют и, если человек не совершал никаких противоправных действий, отпустят. А в последующие три месяца в ИВС уже не заберут, таков закон.


Выходит, даже если дядю Женю с его подругой завтра увезут в изолятор, то зиму они спокойно смогут пережить в подвале? Вряд ли такая перспектива обрадует жильцов дома...


В тему


Недавно в центре Барановичей, на бульваре Штоккерау, утром обнаружили замерзшую 64–летнюю женщину. Многие горожане частенько видели ее вблизи рынка «Пятачок», где неоднократно судимая бабуля «зарабатывала» на жизнь мелкими кражами. В горотделе милиции подтвердили, что уроженка России привлекалась к уголовной ответственности более 10 раз! Правда, в последнее время не имевшая собственного жилья старушка не воровала, а вот с пристрастием к спиртному расстаться никак не могла. Вот и накануне, видимо, крепко выпила и заснула прямо на улице, не добравшись даже до ближайшего подъезда.


— Мы фиксируем ежегодно 2 — 3 подобных случая. Выпивший человек не доходит до теплого жилья, засыпает на морозе, в результате — смерть от общего переохлаждения организма, — объясняет старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Барановичского ГОВД Дмитрий Логиш.


Компетентное мнение


Федор Устинов, заместитель начальника управления охраны правопорядка УВД Могилевского облисполкома:


— Сотрудники ИВС, специального подразделения при УВД регулярно проводят рейды, в ходе которых выявляют людей без определенного места жительства, не имеющих работы, регистрации. В Могилеве есть центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лечебно–трудовых профилакториев, других граждан с нарушенными социальными связями. Только в этом году через него прошли 518 человек. Большинству помогли восстановить документы, трудоустроили. По статистике, более 90 процентов людей без определенного места жительства — трудоспособного возраста. Но не все зависит от нас, тот же центр рассчитан всего на 30 мест. Хорошо бы открыть ночлежки. В жизни случается всякое, но никто не должен жить в нечеловеческих условиях.

 

На снимке: Нелли Комарова показывает место в подвале, где ночуют бомжи.

Фото Николая Титова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter