Алкоголь, отсутствие прав и техосмотра: что возмущает инспекторов ГИМС, проверяющих маломерные суда на водоемах страны

Жилет — лучше для рыбалки нет

Купальный сезон уже закончился, а вот рыбацкий только начинается: хищная рыба стряхивает летнюю леность и принимается за активную охоту, чтобы нагулять жирок к зиме. Зная об этом, множество рыбаков выходит на промысел на моторных и гребных лодках. Правильность их использования контролирует Государственная инспекция по маломерным судам, к сотрудникам которой на Заславском водохранилище присоединилась корреспондент «Р». 

Особое внимание инспекторы ГИМС уделяют спасательным жилетам.

Свежий ветер, брызги воды, пенная струя в кильватере — катер инспекции оснащен мощным мотором и может нагнать любого нарушителя. Константин Подоматько, государственный инспектор Минского участка ГИМС, отмечает, что с каждым годом нарушителей становится все меньше — рыболовы в большинстве своем люди законопослушные. Тем не менее бдительность инспекторы не теряют.

Приближаясь к каждой лодке, Константин задолго глушит мотор — чтобы не распугать людям рыбу. Как сотрудник ГАИ только на воде, а не на дороге он просит предъявить необходимые документы. Каждая лодка, будь то моторная или гребная, вместимостью свыше 225 килограммов должна пройти регистрацию и иметь сертификат о прохождении технического освидетельствования. Водитель моторной лодки при наличии движка мощностью свыше 5 лошадиных сил обязан иметь права на управление ею. Алкоголь на воде недопустим — в отношении нарушителя тут же составят протокол, а лодку отбуксируют к берегу. Особое внимание спасательным жилетам: эта «одежда» должна иметься у каждого, кто находится на борту судна. Маленький нюанс: если лодка стоит на якоре, жилет можно снять, однако в любом случае он лежит под рукой. 

Специалист может определить, все ли на лодке в порядке, даже на расстоянии:

— Лодка покрашена, бортовые номера четко видны, — рассуждает Константин, пока мы приближаемся к очередному судну. — Скорее всего, ее владелец позаботился и о своевременном техосмотре. 

Так и есть: все документы у одинокого рыбака в порядке. Поскольку лодка стоит на якоре, жилет лежит у его ног.

При нашем приближении одинокий рыбак в большой лодке с мотором мощностью в 40 лошадиных сил издалека начинает размахивать жилетом. Тем не менее осторожно подкрадываемся. Здесь тоже все документы в порядке.

— Гребные суда моложе 10 лет проходят техническое освидетельствование раз в 5 лет, моторные — раз в три года, а все, что старше, — ежегодно, — напоминает Константин. 

Инспекторы работают на водоемах до заката.

Кажется, мы приносим удачу — человека четыре вытаскивали рыбу у нас на глазах, причем один из них — щуку весом килограмма в полтора. 

Многие рыбаки прекрасно вооружены — кроме спиннингов, в лодке лежат подсаки и даже эхолоты. С их помощью можно не только определить глубину водоема, но и заметить рыбу. 

Гладь Минского моря резво рассекает катер, а есть ли на пассажирах спасательные жилеты, издалека не видно. Пускаемся вслед за ними. При приближении оказывается, что на судне четверо взрослых и двое малышей. Взрослые в одноразовых жилетах, которые не отличаются ярким цветом и надуваются воздухом при падении в воду, детишки — в ярких. Их, кстати, наша погоня приводит в восторг, а вот отсутствие претензий к взрослым разочаровывает.

День движется к финалу. Константин предупреждает, что обычно инспекторы работают до захода солнца. Маломерным судам, не оснащенным бортовыми огнями, в темное время суток на воде находиться нельзя. Рыбаки, которые презирают этот запрет, встречаются крайне редко.

Уже в восьмом часу вечера замечаем недалеко от Центра парусного спорта человека, который резво идет на веслах без спасательного жилета. Догоняем, представляемся, предупреждаем об административной ответственности за отсутствие спасательного средства при движении. Молодой мужчина и не пытается спорить: явно же не прав! Придется ему уплатить штраф в размере половины одной базовой величины — 12,75 рубля. Сумма невелика по сравнению с той, которую придется заплатить за отсутствие регистрации судна (от 2 базовых), непройденный техосмотр (до 3 базовых) или бесправное вождение (от 5 базовых). Кстати, все документы должны находиться именно на судне, а не на берегу, не в машине и не дома. За отсутствие документов при себе тоже предусмотрено наказание. 

За вечер пятницы и минувшие выходные сотрудники ГИМС выявили на Минском море 9 нарушителей. Трое из них плавали без спасательных жилетов, суда двоих не имели регистрации. Еще двое рыбаков не озаботились прохождение технического освидетельствования, а один управлял лодкой с мощным мотором, не имея на то права. У одного человека документы отсутствовали вовсе.

— Некоторые владельцы лодок мотивируют отсутствие регистрации ссылкой на указ о его отмене. Действительно, Государственной инспекцией по маломерным судам подготовлен проект указа, согласно которому от регистрации будут освобождены владельцы всех гребных лодок, а также обладатели моторных лодок, мощность двигателя которых не превышает 3,7 киловатта (5 л.с.). Однако пока что это только проект. Правила остаются прежними, — подчеркнул Александр Курило, начальник ГИМС по Минской области

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter