Указ Президента разрешает переводить общежития в жилье, но сделать это непросто

Жилье: от общего к частному

Пожалуй, только бывшие студенты время, проведенное в общежитии, вспоминают с приятной ностальгией, как место романтических отношений и веселых вечеринок, опуская детали жесткой «школы выживания» в быту. В «специальных зданиях для временного проживания одиноких граждан или семей», как трактует статус такого жилья свод строительных норм и правил, часто мало комфорта. И вся приятность немедленно улетучивается, когда об общаге заводят речь люди, у которых там прошла или проходит жизнь...

Дом 2а по улице Труда...

«...Из имеющихся 4 душевых кабин работает только одна, и та в аварийном состоянии, — пишет в «СБ» Раиса Середа из общежития КУП «Оршакомхоз». — Окна в комнатах старые, прогнившие. Такие же двери. Между вторым и третьим этажом отвалился кусок стены, так что между кирпичами можно просунуть руку. Ремонт нам предложили сделать за свой счет. Но на каком основании? Это ведь временное, не наше жилье». Витебский облисполком факты подтвердил: «Техническое оборудование и фасад в крайне неудовлетворительном состоянии». И что? Дом внесен в план капремонта райисполкома на 2017 год, но будет выполнен «при условии достаточного финансирования». «Без горячей воды и каких–то человеческих условий семья из 5 человек в общежитии ПМК–96 зимой должна платить по миллиону рублей (в старых деньгах) за 33 квадратных метра», — это выдержка из обращения Артема Холюсева из Ельска. Ну и на рекорд идет инвалид 2 группы Геннадий Засимович, отметивший нынешним летом 23–летие временного проживания в одном из ельских общежитий, безуспешно ожидая положенную ему по закону отдельную квартиру. Последний раз социальное жилье в городе строили в 2014 году, отдали детям–сиротам.

... и его близнец № 61 по улице Черняховского. 

И это только несколько фрагментов из обширной редакционной почты, которая позволяет сделать вывод: из временного пристанища общежития нередко превращаются в место постоянного проживания. С одной особенностью: комфортные условия жизни этих людей всецело зависят от собственника или балансодержателя, который зачастую не собирает средства на капремонт, не имеет специальной жилищно–коммунальной службы и игнорирует претензии и жалобы. По принципу: не нравиться — выселю!

В декабре 2013 года принят Указ Президента № 563, который позволил госорганизациям трансформировать общежития в жилые дома. Комнаты становятся квартирами, люди могут их приватизировать. А собственность обязывает. Как–то в командировке в Зельве мне продемонстрировали два совершенно одинаковых по планировке дома, но настолько разных по техническому состоянию, что просто невозможно поверить: они одногодки. В первом, как в классической запущенной общаге, разрушено все, даже выключатели искрят, в другом — домофон, ремонт, цветы, коврики. Что это? Статус. Общежитие стало жилым домом. Факт, кстати, позволил исполкому снять собственников новоиспеченных квартир с жилищной очереди.

В подвале дома — кладовки.

А вот пример другого порядка. Алексей и Светлана Цымловы из Борисова в своем 29–метровом блоке с 4–метровой кухней, санузлом и прихожей в малосемейке по улице Труда, 2а пребывают в подвешенном состоянии. «У нас нет никаких гарантий, что через некоторое время собственник общежития не выставит за дверь. Хотя ремонт хороший сделали», — тревожится Светлана. Жилье Алексей Цымлов получил в 90–е годы, когда устроился работать на предприятие концерна «Беллесбумпром», ныне — ООО «Лесохимик», частная компания, которой общежитие, как объект республиканской собственности, безвозмездно передано на баланс. Ни Алексей, ни Светлана теперь никакого отношения к балансодержателю не имеют, как и большинство из 119 квартирующих здесь семей. И такой неопределенный статус не дает людям покоя. Коллективные обращения чередой идут в различные инстанции. Жильцы хотят придать строению статус жилого дома. Если бы успели до 1 июля, то могли бы квартиры приватизировать. Комнаты в общежитии — нельзя. Два десятка обращений — и сплошные отказы. Сначала адресаты никак не могли разобраться, кто же должен заниматься изменением статуса общежития. А когда определились, что Борисовский райисполком, его постоянно действующая комиссия провела обследование здания. И пришла к «поразительному» выводу: площадь и состав жилых помещений в доме 1974 года (!) постройки, тепловые характеристики наружных стен, перекрытий, подполий, окон и дверей не соответствуют нормам, правилам и техническим кодексам, принятым в 2003, 2006 и 2009 годах. Да у нас львиная доля жилья не отвечает этим нормам. Но ООО «Лесохимик» получил строгие рекомендации: выполнить необходимые строительно–монтажные работы на миллиарды рублей, ну и сделать расчет инсоляции жилых помещений. Без этого назвать малосемейку жилым домом категорически нельзя. Даже несмотря на то, что жильцы 7 помещений успели их приватизировать как квартиры, полученные по ордеру от исполкома. А в городе у дома 2а по улице Труда имеются к тому же близнецы — № 61 и № 63 на улице Черняховского. Жилые дома. Это еще больше возмущает людей: для одних дом, для других — общага. Несправедливо получается.

Светлана Цымлова: 4 года переписки.

«Балансодержатель не выполнил ни одной нашей рекомендации по улучшению состояния здания, — объяснил позицию райисполкома Николай Панкин, заместитель председателя. — А ситуация в нашем УП «Жилье» настолько финансово сложная, что мы не можем принять дом, в который сразу же надо будет вложить серьезные деньги». Понять можно. Есть прецеденты. Упомянутое КУП «Оршакомхоз», например, вынуждено приводить в чувство наследие Оршанского льнокомбината, у которого в 2010 году приняло общежитие в плачевном состоянии. Однако внимание: законодательство, касающееся капитальных и текущих ремонтов, в последние годы претерпело серьезные изменения. Утепление фасадов, замену окон, дверей в местах общего пользования, ремонты подъездов и даже благоустройство дворов владельцы квартир делают за свой счет. Так что изменить статус малосемейки по улице Труда, 2а в Борисове было бы выгодно всем: и жильцам (выкупили бы квартиры по сходной цене), и ООО «Лесохимик» (не занималось бы непрофильными активами), и в том числе Борисовскому райисполкому, который мог бы вместо бесцельной бумажной переписки привлечь деньги граждан в обустройство их собственного жилья.

Надежда Драгун в общежитии с 1995 года.

— Многие не поскупились бы, — уверена Светлана Цымлова, — поскольку не у всех есть шанс купить или построить что–то более просторное и комфортабельное. У некоторых тут первая и единственная крыша над головой. Кстати, строение в довольно неплохом состоянии, из кирпича, с подвалами.

Опыт европейских стран показывает: жилье может и должно быть разным. Мансардные квартиры площадью 11 квадратных метров с общим санузлом на этаже в центре Парижа не выглядят нонсенсом. Европейские строительные нормы не усматривают в этом ничего предосудительного. В центре Берлина знакомый снимал квартиру с видом на глухую стену, которая заслоняла солнечный свет. Никому не пришло в голову заставить собственника вложить миллиарды в изменение проекта за нарушение инсоляции. Это уровни комфорта, которые имеют свою цену. Меньшую или большую. Жаль, что у нас нормативы и правила становятся палочкой–выручалочкой для тех, кто не хочет вникать в проблемы людей и помочь им просто и без нервотрепки хоть немножко улучшить свои бытовые, жилищные условия.

Так жильцы латают стены.

Согласитесь, что человек, имеющий в руках госакт на право собственности хотя бы крохотной квартирки, чувствует себя увереннее и на работу каждый день отправляется с лучшим настроением, чем вечный наниматель койко–места в добитом общежитии. Кстати, в России комнаты в общежитиях можно приватизировать. Ограничения сняты, очевидно, по той вполне понятной причине, что никто не будет ухаживать за жильем лучше, чем его собственник. А нерадивых заставит это делать закон.

Прямая речь

Галина Павлова, начальник главного управления градостроительства, проектирования и инновационной политики Минстройархитектуры:

— Министерство архитектуры и строительства давало разъяснение по поводу изменения назначения общежития на здание многоквартирного жилого дома. Такой перевод возможен при условии соответствия жилых помещений в общежитии требованиям, предъявляемым к квартирам. Но оценку состояния здания общежития и требования к нему следует предъявлять согласно нормам и правилам, действовавшим на момент его проектирования.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 191 (25073). Среда, 5 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter