Старики и жулье: кого испортил квартирный вопрос

Жилье и жулье

Квадратные метры иногда становятся разменной монетой между совестью и долгом. А потому в сугубо бытовые, на первый взгляд, дела иногда приходится вмешиваться прокуратуре. Почему так происходит, разбиралась корреспондент «Рэспублікі».


Отдайте подарок обратно

…Лидия Иосифовна из Полоцка (имена героев изменены по этическим причинам) недавно отметила свое 80-летие. И тут несчастье – сломала ногу. А вокруг – ни детей, ни близких родственников. Одна как перст. Продукты, лекарства, хозяйственные нужды – как жить дальше? Выход подсказала подруга. Давай, мол, попросим мою дочь Ирину взять над тобой опеку. А ты взамен ей подаришь квартиру. Бабушка подумала-подумала, с новой опекуншей познакомилась – друг другу понравились. Согласилась на сделку. Нотариус, конечно же, пробовал отговорить от рискованного шага. Предлагал оформить договор ренты, в котором были бы прописаны обязательства каждой из сторон. Но пенсионерка, привыкшая по жизни всем и все доверять, настаивала на своем: негоже это – взамен на людскую доброту отвечать подозрительностью.

Возможно, взаимовыгодное сотрудничество доброй бабушки и ее уже одаренной однушкой помощницы продолжалось бы довольно долго. За пенсионеркой Ирина ухаживала хорошо, в квартире убирала, кушать готовила, даже ремонт сделала. Но… У пожилой женщины неожиданно случился инсульт. Пациентку госпитализировали в больницу, а через месяц, когда она немного оправилась после болезни, опекунша отвезла ее в отделение сестринского ухода. Как одинокую и нуждающуюся в постороннем уходе. Даже на минутку не завезла домой, где больной бабушке места, судя по всему, уже не было. Тут старушка сразу и смекнула: своей квартиры ей уже не видать…

К счастью, поисками исчезнувшей вдруг пенсионерки занялась дальняя родственница. Отыскала ее в палате сестринского ухода, привезла к себе домой и села писать жалобы – бабушка, мол, из-за плохого здоровья на момент дарения жилища не осознавала, что делает. И не могла отвечать за собственные поступки. Но эти основания, рассказывает начальник отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Витебской области Ирина Титкова, были опровергнуты выводами судебно-медицинской экспертизы. Даже после перенесенного инсульта старушку признали вполне здравомыслящей:

– Мы выступили в интересах пожилого человека и заявили иск в суд, опираясь на другие обстоятельства. Владелица квартиры, принимая решение о дарении, заблуждалась в силу своего возраста. Она была слишком доверчива и ждала от договора дарения таких же гарантий, как от договора ренты. То есть пенсионерка была уверена в том, что новая владелица ее квартиры выполнит все устные обещания и будет ухаживать за ней пожизненно. После детального изучения материалов дела и допроса свидетелей суд поддержал позицию прокуратуры. Сделка была признана недействительной, бабушке вернули жилище.

Ситуация, конечно, неоднозначная. Ответчица год без каких-либо нареканий ухаживала за подопечной, привела в порядок квартиру, поменяла там окна. На суде объясняла – ее мать тоже пожилой человек, присматривать за двумя беспомощными старушками ей было сложно. Вот и приняла, мол, вынужденное решение воспользоваться услугами больницы сестринского ухода. Уже в ходе рассмотрения жалоб женщина предложила забрать бабушку обратно с соцкойки, но та отказалась возвращаться в подаренную чужому человеку квартиру и дождалась официального возвращения прав на собственность.

Кого обмануть легче

По словам Ирины Титковой, прокуратуре нередко приходится вставать на защиту тех, кто сам в силу возраста или болезней не в состоянии увидеть разницу между мошенничеством и добротой, а значит, и отстоять свои права. 

Так, в Витебске 35-летняя проходимка приголубила явно опустившегося 50-летнего гражданина. Вроде бы никаких шансов на успешный брак – мужчина давно и сильно выпивал, неоднократно проходил курс лечения в психиатрической больнице. Но мадам, исключительно учитывая наличие отдельной жилплощади у избранника, поиграла в любовь – пригрела, одела-обула, накормила. И сто грамм, конечно же, тоже для приманки, наливать не забывала. А через пару недель потащила в ЗАГС. Брак оформили. Выждав некоторое время, она повела благоверного к врачам, потом на судебно-медицинскую экспертизу. Получив на руки нужные справки, инициировала лишение мужа дееспособности и поместила его в интернат. Ирина Титкова вспоминает:

– Тревогу тогда забил кто-то из друзей пострадавшего. Мы подключились, провели проверку. Оказалось, новоиспеченная супруга сама себе поставила подножку. В соответствии с документами и заключением экспертов ее муж был недееспособен уже много лет подряд. То есть на момент заключения брака он тоже не отдавал отчет своим действиям. Добиться признания брака недействительным не составило труда.

Кредит в нагрузку к болезни

Недавно в Витебске прокуратура добилась вынесения судебного решения в пользу обманутого молодого инвалида. Сценарий этой нехорошей истории мог бы быть совсем другим, если бы сотрудники банка, выдававшие кредит явно нездоровому человеку, оказались более бдительными.

Итак, одна из витебчанок всерьез встревожилась, когда нашла в почтовом ящике уведомление из банка о большой задолженности по кредиту. Так как никаких кредитов женщина не брала, она прежде всего провела собственное расследование. И выяснила – незнакомые люди уговорили ее больного сына подписать нужные документы и взять в кредит дорогостоящий ноутбук. Его цена – свыше полутора тысяч долларов. Естественно, ни денег, ни ноутбука инвалид и в руках не держал. Мать стала обивать пороги инстанций, доказывать: ее сын не мог отвечать за свои поступки и принимать обдуманное решение, связанное с финансами.

После того как к делу подключилась прокуратура, сделку признали недействительной. Кредитный договор – тоже. По факту мошенничества возбудили уголовное дело. Сейчас оно, правда, приостановлено – найти неизвестных преступников пока невозможно. Но главное, что и без того небогатая семья уже избавлена от кредитного «хомута».

Специалисты подчеркивают: во избежание подобных афер нужно быть более внимательными к тем, кто нуждается в посторонней помощи. Проанализируем. Если бы дальние родственники полоцкой бабушки или алкозависимого витебчанина вовремя помогли им, вышеописанных ситуаций и судебных тяжб могло бы и не быть. Если бы матери инвалидов из Орши и Витебска не постеснялись законным образом установить недееспособность своих детей, опасные сделки с жильем и кредитом стали бы невозможны в принципе. Так что стоит быть более чуткими друг к другу, и тогда обманутых людей будет значительно меньше.

begunova@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter