Жилье быстрого приготовления

Проблемы сельских новостроек
Проблемы сельских новостроек

Качество сельских новостроек – проблема особенная. Государство прилагает немало усилий для того, чтобы жилье в сельской местности по уровню комфорта ни в чем не уступало городским домам. Человек, заселившийся в современный коттедж, вправе рассчитывать на тепло, свет, уют. И, по крайней мере, он не должен тратить время и деньги на то, чтобы устранить ошибки строителей. Однако в реальности все иначе.

По словам главного специалиста управления контроля агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов КГК Могилевской области Сергея Борматько, жалобы на недоделки поступают из большинства районов. Разница лишь в величине строительного брака. Основная причина — погоня за сроками сдачи домов в эксплуатацию. От этого зависит не только премия строителей, но и лицо района на областном и республиканском уровне.

К сожалению, «минус» или «плюс» в статистических данных оказывается важнее профессионализма и, чего скрывать, деловой репутации строительного предприятия. Порой доходит до анекдота. Ради галочки в отчете в Бобруйском районе строители умудрились сдать в эксплуатацию несколько домов без крыш, с возведенными наполовину стенами... Кстати, «СБ» писала об этом вопиющем случае.

...Агрогородок «Говяды» в Шкловском районе мало похож на сельскую местность в привычном понимании. Большая школа, современный детский сад, торговый центр, Дом культуры. Но главное — аккуратные, словно с картинки, домики — новое жилье для сельчан, которое должно обеспечить им городской уровень комфорта. Все в поселке для этого вроде бы есть: природный газ, центральное отопление, водопровод... Однако в глазах новоселов, как ни странно, я не увидел радости. Проблемы у многих из них начались на следующий день после того, как люди получили ключи от новостроек.

После малосемейки трехкомнатный коттедж главному врачу местной амбулатории Наталье Ивендиковой и ее мужу Андрею Зайцеву казался царскими хоромами. Прошлой осенью — накануне переезда — пришли на него посмотреть и схватились за голову. Поняли сразу: чтобы устранить недоделки строителей, придется ощутимо потратиться. «Обои здесь отвалились практически сразу, — показывает Андрей на стены гостиной. — Пришлось сначала штукатурить, потом вновь оклеивать. Только на материалы потратили около 800 тысяч рублей. Поймите правильно: вкладывать сразу деньги в дом, который еще и не принадлежит нам (по закону он относится к служебному жилью. — Авт.), не очень хочется».

Молодые супруги показали мне и потолки, на которых постоянно появляются подтеки неизвестно откуда берущейся воды. Несколько раз они обращались за помощью к строителям — дома–то еще на гарантии. Те приехали, привезли обои для одной комнаты, поменяли несколько треснувших листов шифера. И все. Андрей с Натальей ждут очередных «сюрпризов», которые может преподнести им новый дом. И в этом ожидании, к сожалению, они не одиноки.

Лариса Галакова вместе с пятью детьми три года живет в домике, построенном ОАО «Говяды–Агро». Но скоро новому жилью, похоже, понадобится капитальный ремонт. С улицы на стенах уже видны трещины. Часть крыльца провалилась и однажды, выходя утром из дому, Лариса Ивановна едва не угодила в образовавшуюся яму. Во время дождя на подоконники приходится ставить тазы и кастрюли — со стен льются потоки воды. В сарае, расположенном во дворе, опасно держать скотину: местами из швов между блоками полностью высыпался цемент. Не покидает ощущение, что его сложили из детских кубиков, — толкни рукой, и рассыплется...

— Мы обращались за помощью к директору, — сетует Галакова, — да все без толку.

— А что делать, если у меня в хозяйстве строителей нет? — парирует директор ОАО «Говяды–Агро» Петр Быньков. — Зарплата в хозяйстве невысокая. Специалисты не идут. Теоретически, может, и можно было бы их привлечь, пообещав жилье. Но наши домики уже стыдно показывать.

Дома, которые строило в «Говядах» другое хозяйство — ЗАО «Светлое», такого же качества. «Лично курировал строительство нескольких коттеджей, — сетует председатель Владимир Толкачев. — Как–то приезжаю на объект и вижу, что отделочники клеят обои на мокрую стену. Спрашиваю, что ж вы делаете?! От ответа я просто остолбенел. «Понимаем, что обои держаться не будут, но у нас приказ — поскорее закончить работы». Строители полгода за мной ходили, умоляли подписать акт о приемке. И как только это я сделал, буквально на следующий же день ни одного рабочего около домиков уже не было. А недоделки остались...

Впрочем, такие действия не остаются безнаказанными. В 2007–м они стоили рабочего места трем руководителям строительных организаций. «Бракоделов мы наказываем, — категорично заявил министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, до которого мне удалось дозвониться. — Для других это служит наукой: жилье должно строиться с высоким качеством. Вот только учатся некоторые не так быстро, как бы хотелось».

Кстати

За последние 10 лет хозяйства Могилевской области по президентским указам построили 7.707 домов на селе. В этом году планируется ввести еще 1.025. 1.786 семей, работающих в сельскохозяйственных предприятиях региона, сегодня нуждаются в улучшении жилищных условий.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter