Жил-был в Жодино серенький козлик. Трансгенный

Первые носители ценного лекарственного белка — трансгенные животные — появятся на свет в Беларуси

Первые носители ценного лекарственного белка — трансгенные животные — появятся на свет в Беларуси

Молочные реки с ценным белком под названием лактоферрин станут вскоре протекать близ белорусского города Жодино. Там продолжает набирать обороты совместная программа Союзного государства по внедрению человеческого белка в ДНК коз. После ряда удачных операций вскоре появятся на свет козлята с чужеродным им, но, возможно, спасительным для человечества геном. Благодаря ему животные будут продуцировать поистине чудодейственное молоко, из которого впоследствии медики смогут получать лекарственные препараты самого последнего, четвертого, поколения.

Лактоферрин – белок, который содержится в женском молоке. Являясь ценнейшим природным лекарственным препаратом, он фактически «лепит» иммунитет грудного ребенка. Те дети, которые находятся на искусственном вскармливании, болеют и гибнут от гастроэнтеритов намного чаще, чем их более везучие собратья. Помимо того, из лактоферрина можно изготавливать высокоэффективные глазные капли, мази, инъекционные препараты, парфюмерные товары для проблемной кожи и волос. Мировая потребность в нем сегодня значительно превышает предложение. А поскольку изготавливали его только одним способом – делали вытяжку из женского молока, то количество препарата было ограниченным, а стоимость белок имел неимоверную – 3,5 тысячи долларов за грамм.

Решение этой проблемы фактически мирового масштаба отыскали белорусские и российские ученые. Конечно, главными действующими лицами проекта стали так называемые биореакторы лекарственных белков человека — козы. Они-то и должны были доиться практически «чистым» лактоферрином после вживления им человеческих генов. Ученые из Института биологии гена Российской академии наук создали нужную генную конструкцию, белорусские специалисты из Института животноводства Национальной академии наук Беларуси буквально на голом месте организовали ферму по разведению коз, установили самое современное оборудование для работы с биотехнологиями. Все вместе, начиная с ноября прошлого года, еженедельно проводили операции по вживлению конструкций в яйцеклетки коз. В результате после 20 успешных операций

8 коз оказались «в положении». Первая должна окотиться через несколько дней. Ученые надеются, живым и, главное, трансгенным потомством.

Живая фабрика

«Биореакторы трансгенных белков» выглядели по-деревенски экзотично, но по-козьи привычно: рогатые и шерстистые, они не спеша разгуливали за оградой крытого подворья биоцентра неподалеку от Жодино. И знать не знали, какую миссию выполняют.

— Мы рассматривали вариант получения лактоферрина из коровьего молока, но нас остановил вирус энцефалита, которому более других подвержены эти животные, — говорит заместитель директора российского Института биологии гена Елена Садчикова. – Хотели получать белок из куриного яйца, но этим планам помешал вирус птичьего гриппа. Остановились на козах: их молоко само по себе очень питательно и ценно, вдобавок к этому оно неаллергенно.

Но вслед за этим вопросом возник и другой, не менее важный. К сожалению, и в Беларуси, и в России навыки промышленного козоводства утеряны. В большинстве своем сельчане отдавали предпочтение содержанию коров. Если в каком-нибудь редком подворье и встречалась парочка-другая коз, то все они были, как правило, непородисты, а значит, малопродуктивны.

— Например, за рубежом одна коза может давать до тысячи килограммов молока в год, а местные и российские – максимум 300 килограммов, — объясняет один из исполнителей проекта, директор

криобанка российского института Игорь Гольдман. – Поэтому наряду с разведением трансгенных животных нам и белорусским коллегам предстоит собрать в биоцентре лучших племенных коз.

Благо опыта отечественному Институту животноводства в производстве высокопродуктивных домашних животных (кстати, путем трансплантации эмбрионов) не занимать. По словам директора института Ивана Шейко, каждый год здесь получали до 100 телят-трансплантантов с усовершенствованными генами.

— Так что через год-другой, думаю, уже будем располагать небольшим стадом высокопродуктивных трансгенных коз, — говорит Иван Павлович. – Поможет нам в этом создание специально под наш проект совместной белорусско-российской Ассоциации фермеров-козоводов и донорский материал, закупленный во Франции.

Участники проекта считают, что в мире, несмотря на все попытки, еще никто не производил препарата с таким высоким содержанием лактоферрина, как это произойдет в несколько ближайших лет (кстати, под промышленное производство лекарства с содержанием лактоферрина утверждена еще одна совместная программа). Сразу же будут достигнуты договоренности с медицинскими учреждениями о выделении из молока белка и создании чистого и самое главное – доступного по стоимости препарата. Цена за грамм «козьего» лекарства, по оценкам специалистов, не будет превышать 150 долларов. Это почти в 23 раза ниже, чем то, что предлагает фармацевтический рынок в настоящее время.

«Золотая» коза

Не так давно на одной из конференций по биотехнологиям, которая проходила в США, с российскими учеными произошел курьезный случай. После выступления Елены Садчиковой, где она рассказывала о создании генной конструкции для белорусско-российского проекта, участники недосчитались одного постера. Там весьма схематично была изображена эта самая конструкция. Оказалось, постер «увели» японцы, которые хотели повторить формулу конструкции.

— Но даже если бы ситуация не вскрылась и мы бы не узнали, кто такой «шутник», то повторить формулу все равно бы не получилось, — говорит Игорь Гольдман. – Конечно, мы догадывались, какой интерес будет представлять разработка.

Как бы там ни было, этот инцидент только доказывает, что и сам эксперимент с выделением лактоферрина из козьего молока, и дальнейшее его использование получили и еще получат огромный резонанс во всем мире. После того как белорусский и российский фармацевтические рынки будут насыщены отечественным чудо-белком, ученым останется решить, какие из звеньев технологии производства препарата оставить у себя, а какие предложить мировым фармацевтическим компаниям. По словам Ивана Шейко и Игоря Гольдмана, самые основные и «интересные» лицензии, конечно же, афишироваться не станут.

— А вот лицензию на генную конструкцию, возможно, и продадим, — делятся российские ученые. – Сегодня на мировом рынке они оцениваются в 150—200 тысяч долларов.

В то же время, например,

американская компания «GTC Biotherapeutics», которая разработала технологию получения из молока коз противосвертывающего препарата антитромбина, всего от 30 отобранных трансгенных коз намеревается каждый год получать прибыль в 700 миллионов долларов. При успешной реализации проекта по получению лактоферрина его участники смогут зарабатывать не меньшую сумму за конечный продукт. Особенно если учесть, что спрос на этот лекарственный белок оценивается в 6,5 миллиарда долларов ежегодно.

— Но основная наша цель, конечно, не обогащение, — утверждает Иван Шейко. – Главное – сделать препарат доступным для наших соотечественников, а уж потом можно думать и о получении прибыли.

Лактоферрин не единственный белок, который ученые надеются получить при помощи трансгенных коз. Работая над одним, участники проекта уже задумываются над производством другого, не менее редкого и ценного при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы – проурокиназы. Все, что необходимо для этого белка, – создание новой генной конструкции. Алгоритм получения останется прежним. А в том случае, если каждый новый проект будет финансироваться так же корректно, как и стартовый, то белорусы и россияне получат хорошую возможность пользоваться высокоэффективными и биологически безопасными лекарствами нового поколения, не выписывая их из-за границы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter