В Национальном художественном музее открывается ретроспективная выставка художника Георгия Скрипниченко

Жил–был художник один

Ходил в изостудию в Слуцке, учился в знаменитом художественном училище имени Глебова. Участвовал в выставках. Подолгу сидел в мастерской, иногда даже ночевать домой не приходил. А зачем, если завтра с рассветом снова в мастерскую. И опять все повторяется, носится по волшебному кругу: бумага, карандаш, кисти, краска... И эти образы, толпящиеся вокруг и не дающие покоя. Но работа завершена. На полотно надета рама, а графика прикрыта стеклом. И теперь можно встретиться с друзьями, поговорить за жизнь, выпить, песни попеть, поспорить. Все как у всех. Обычно, циклично, однообразно. Напрасно некоторые думают, что быть художником легко и просто, а главное, весело и увлекательно. Нет! Все это не так. Быть художником — тяжкая ноша и постоянный труд, не всегда приносящий радость.

И Георгий Скрипниченко все это знал. Пройдя свой земной путь (1940 — 2015 годы), прожив свои годы. Не было у него ни громких званий, ни больших государственных наград, ни премий.

Не очень любил Георгий Скрипниченко продавать свои произведения, но приходилось, жить–то надо. Случалось, что щедро и безоглядно, не задумываясь о стоимости, не жалея, дарил друзьям. Мастерская его была заполнена живописью и графикой. Работы толпились, окружали его. К некоторым он возвращался. Мог взять полотно, написанное двадцать, а иногда тридцать лет назад, и продолжить над ним корпеть. Таких мастеров, кстати, не очень много.

Как–то раз, весной, когда цвели каштаны, мы прошли с ним от художественного салона до улицы Сурганова. Двигались с остановками, пили кофе, говорили. Выглядел он всегда эффектно, со своими подкрученными, как у Сальвадора Дали, усами, маленькой бородкой. Мы вспомнили Альгерда Малишевского, у которого в разные годы повезло и ему, и мне учиться. Георгий рассказал, как давным–давно ему, еще молодому и не очень смышленому, привалило счастье: дали на один час подержать и посмотреть альбом великого Сальвадора Дали. Он говорил задумчиво, вспоминал, как дрожали руки, переворачивая страницы, шедевры гения... (Теперь, когда все это доступно, когда художники путешествуют по миру, перелетая из страны в страну, это кажется странным.) А тогда с ним произошло то, что навсегда изменило его жизнь. Он понял, чем должен заниматься творец, как надо рисовать, писать, а главное, зачем. Он рассказывал это с грустной улыбкой, иногда тихонько похлопывая меня по плечу.

И еще, но это уже при другой встрече, на выставке, пару лет назад, он сам подошел ко мне и как–то тихо, глядя в пол, прошептал, что теперь уж точно знает, как надо писать. Да вот только жизнь очень короткая, но он постарается успеть...

На днях на пресс–конференции был представлен внушительный альбом, в котором собрана вся лучшая графика, созданная на протяжении жизни Георгием Скрипниченко. Грустно, что художник уже не сможет прикоснуться к этой книге, открыть ее, вздохнуть, порадоваться, поиронизировать над собственными удачами и просчетами.

За него искренне радовались все те, кто книгу сделал — создал макет, написал вступительную статью, профинансировал, издал. Но больше всех будут радоваться поклонники его творчества. Ведь теперь можно многое понять, увидеть, вернуться к первым акварелям и сразу, мгновенно, перелистав глянцевые страницы, увидеть весь его сложный и загадочный мир, оценить и понять, восхититься.

В книге есть несколько совершенно замечательных работ. На них изображен Минск шестидесятых и семидесятых. Теперь город совсем не такой. Он изменился до неузнаваемости, став пафосным и гламурным. Но и тот город останется навсегда. Немного грустный, загадочный, похожий лишь на себя, как остался Витебск Шагала, Париж импрессионистов. И теперь, глядя на те странные минские пейзажи с маленькими домами, узкими улочками, ржавыми крышами и старыми деревьями, зрители — те, что постарше — будут вспоминать свою молодость, будут слышать свои шаги и голоса, будут дышать тем воздухом.

Но и это еще не все. Сегодня в Национальном художественном музее откроется большая ретроспективная выставка Георгия Скрипниченко. Будут представлены работы из коллекции музея, из осиротевшей мастерской, и те, что он дарил друзьям.

Теперь, когда художника нет, жить будут его произведения, книги и воспоминания о нем.

ladzimir@tut.by

Фото Евгения КОЛЧЕВА

Советская Белоруссия № 217 (25099). Пятница, 11 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter