Жесты доброй воли

Дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Вячеслав Волич уверен: иногда классику стоит оберегать от чрезвычайно резвых интерпретаций...

Классическую музыку сегодня часто выворачивают наизнанку, заставляя принимать причудливые формы, ей не свойственные. Она давно стала заложницей всевозможных экспериментаторов, потому что всегда выступает гарантом и зрительского, и кассового успеха. Дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Вячеслав Волич уверен: иногда классику стоит оберегать от чрезвычайно резвых интерпретаций. Тем более что музыкальное искусство сегодня столь объемно и широко, что реализоваться можно на любом материале. Маэстро Волич выпустил под занавес прошлого сезона премьерную оперу «Аида». Этим спектаклем 1 сентября в Большом открывается и новый сезон.


— Вячеслав Иванович, что вы чувствуете, когда выходите на палубу этого океанского лайнера под названием «Аида»?


— Ощущения невероятные. Дух захватывает, несмотря на то, что у меня было немало постановок «Аиды» и в Минске, и на других площадках. Тем не менее величие этой музыки не оставляет. Из вердиевских партитур что–то подобное я испытываю, когда соприкасаюсь с «Доном Карлосом» и «Отелло».


— В одном интервью вы сказали, что, исполняя произведение, никогда не станете увеличивать темп или перетасовывать сцены, всегда будете чтить традицию.


— Я с большим уважением отношусь к композиторам и не причисляю себя к музыкантам, которые хотят любой ценой удивить, сделать не так, как у других. Не потому что мне нечего сказать, просто моя позиция — демонстрировать мастерство, создавать исполнительский ансамбль и атмосферу творчества в границах партитуры автора. Когда–то дирижер Ральф Вайкерт, с которым мы несколько сезонов сотрудничали при подготовке к Международному оперному фестивалю в Золотурне, сказал: «Дирижер — это адвокат композитора». С тех пор это и мое кредо.


— Вы были инициатором проведения Международного рождественского оперного форума, планируете повторить его в нынешнем году?


— Сейчас по этому поводу идут очень серьезные дискуссии. План фестиваля есть, но еще думаем, может, не проводить его сейчас, а сделать через год. Это ведь колоссальные затраты. Но пока надежда сохраняется.


— Некоторое время назад ваше руководство активно говорило о необходимости сокращения вокального состава.


— Нужная, хоть и очень болезненная вещь. Но кто–то рано или поздно должен взять на себя такую неприятную миссию — уволить. Это ведь очень непросто — отправить человека на улицу, тем более если не ты его приглашал в театр. Но очень трудно функционировать с большой труппой, реально работает в которой только 40 — 45%. Мне кажется, сама жизнь подтолкнет к тому, что в труппе останутся самые–самые.


— Уже в этом сезоне?


— Думаю, да. Сейчас как–то забывают, что у театра всегда были свои очень высокие критерии и свой определенный уровень. И в меру своих сил, способностей и опыта мы всегда старались его поддерживать. Конкурс в оркестр проходил требовательно и тщательно. А уж набор в труппу, прослушивание — вообще целая история. Мы — профессиональный театр и всегда брали лучших. Кстати, многим и даже очень хорошим артистам отказывали. Тем не менее есть молодые ребята, на которых сегодня нужно делать ставку.


— Вячеслав Иванович, в театре появляется все больше новых редакций классических опер... Оправданны ли они в таком количестве?


— В оперном репертуаре есть свой золотой фонд, и каждый театр, который считает себя Большим, должен иметь в репертуаре и «Князя Игоря», и «Бориса Годунова», и «Хованщину». Какие–то из этих спектаклей морально и сценически устарели. Они требуют новых решений. И наши премьеры — это не римейки, а полноценно другие спектакли. Не может театр обойтись без таких названий. Многих в нашем репертуаре до сих пор нет: «Пиковая дама», «Леди Макбет Мценского уезда»... У нас, вообще, на мой взгляд, катастрофа, а может, просто руки до этого не дошли — совершенно нет XX века в афише: Прокофьева, Шостаковича, Бартока, Бриттена. Французской музыки нет. Должна идти работа и с современной музыкой, с живыми авторами, без нее совершенно невозможно говорить о развитии оперы. Общаясь со зрителем на уровне Пуччини и Верди, мы отстаем от европейских коллег уже на два века.


Я уверен, что одной сцены для такого театра, как Большой, мало. Должна быть экспериментальная, малая, камерная — как угодно назовите — сцена, где должна кипеть работа. Тогда и 60 человек в труппе можно загрузить работой. Такая площадка планировалась 10 лет назад, когда обсуждался план реконструкции театра, но так и не появилась. Мы закладывали в проект и создание студии звукозаписи в подвале, чтобы там работал оркестр с солистами. Ни в одном театре такого нет, чтобы после спектакля зритель не мог купить запись с полюбившимся солистом. Этот вопрос тоже много раз поднимали, обсуждали, но он не решен.


Несмотря на все расширяющиеся творческие горизонты, Большой — мой родной театр и роднее у меня уже не появится. Поэтому хочу, чтобы в нем происходило больше событий, приезжали мировые звезды, и не только на Рождественский фестиваль. Сейчас выпускаем «Севильского цирюльника». Дирижировать будет замечательный итальянец — Джанлука Марчиано. Я вижу, что он все делает с большим вкусом, великолепным знанием материала. Человек замечательно подготовлен, любит оперу как жанр. И хочу, чтобы таких событий было больше. Пытаюсь убедить руководство проводить в Несвиже «Летние сезоны», чтобы то, что мы делаем эпизодически в течение лета, происходило более системно. Почему бы нам не иметь свой Петергоф? Но для этого в первую очередь в Несвиже нужно построить приличную гостиницу...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter