Жесткой регуляторикой государство должно обеспечивать экономическую целостность страны, а в инновационных отраслях давать свободу инициативе и предприимчивости

В своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент обозначил: государство не может уйти из экономики, а должно выстраивать конкурентоспособность страны. Другой вопрос — насколько глубоко и широко государству целесообразно погружаться в экономику? Как соблюсти баланс между защитой общественных интересов и стимулированием частной инициативы, предприимчивости, креатива? Об этих сложных вопросах «Р» поговорила с директором Центра системного анализа и стратегического планирования Национальной академии наук Валерием Гончаровым: 

Четкий план развития

— Цивилизация в современном ее виде стала формироваться после появления государства. Оно возникло, когда люди осознали: ряд «проектов» невозможно выполнить в одиночку или силами семьи, рода. Коллективу доступны большие возможности, а когда аккумулируются усилия нескольких коллективов, то за счет синергии происходит кратное повышение эффективности в экономике. И, как следствие, у общества появляются время и ресурсы для самосовершенствования, общения, развлечений. Как говорил классик, истинное богатство общества — свободное время. Да, при формировании государства человеку приходится отказываться от ряда своих свобод в обмен на защиту и дополнительные социальные и интеллектуальные блага. Сформировавшийся человек понимает, что именно государство способно обеспечить ряд функций, которые в одиночку выполнить невозможно: начиная от вопросов физической безопасности, сохранности имущества, противостояния эпидемиологическим вызовам, гарантированного обеспечения ключевых жизненных потребностей — бесперебойного снабжения продуктами питания, жильем, инфраструктурой для общения и коммуникаций. По большому счету, вне государства в сегодняшнем мире человек выжить не может. Но возникает другой сложный и многогранный вопрос — нахождение оптимума во взаимоотношениях человек — общество — государство. Решение этой проблемы лично я склонен рассматривать через призму теории кооперации. Если человек что-то может делать лучше других самостоятельно, то он должен проявлять индивидуальные качества, но то, что не можешь по объективным причинам делать сам, делаешь совместно с другими гражданами. И государство регулирует эти процессы, управляет ими. Несомненно, не должно быть засилья бюрократии, но без некоторых административных действий тоже не обойтись. Без управленческого аппарата не может существовать ни одно государство. Другой вопрос, что бюрократия должна быть разумной и эффективной, но именно государственные служащие вырабатывают правила, предопределяют законодательные нормы, которые регулируют взаимоотношения в обществе, следят за их исполнением. Должны быть профессионалы, ответственные за создание институциональной базы, которая потом принимается обществом. Законодательство — это форма общественного договора, когда граждане соглашаются на регулирование определенных сфер их жизни по определенным правилам. 

Я бы визуализировал современное государство через систему концентрических кругов. В центре находится ядро, которое задает организационную структуру страны, обеспечивает перспективное планирование, создает и поддерживает базовые производства, необходимые для национальной безопасности, определяет демографическую политику, развивает сферу здравоохранения, некоторые другие области. То, что касается целостности страны (в том числе и экономической), должно жестко регулироваться государством, задавать структурную основу, своего рода каркас. И затем она наполняется частными инициативами. Отрасли и сферы деятельности, которые обеспечивают базовые потребности общества — продовольственную безопасность, жилье (в части обеспечения социальных стандартов), инфраструктуру, должны развиваться по четкому плану, прописанному государством. Но когда обеспечены минимальные потребности человека, у него появляются новые: в общении, развитии, культурном росте, путешествиях, занятиях разного рода искусством и так далее. И эти сферы можно наполнять частными инициативами, регулируемыми определенными общими правилами, которые обеспечивают приемлемое (нормативное) качество товаров и услуг.

В интересах национальной безопасности

А еще есть внешний слой, кипящий (если использовать химическую терминологию), который обеспечивает почти свободную частную инициативу, возможность для развития креативности. Фактически государство может жить по законам квантовой физики, когда в центре находятся протоны и нейтроны, вокруг них вращаются электроны, но все эти элементы в целом формируют атом, который является достаточно стабильным. Так и в государстве: ядро гарантирует устойчивость, а внешний слой — инновационность. 

Должно ли государство выступать только регулятором в экономике или также и собственником? С точки зрения общего теоретического концепта, взятого в абсолюте, я сторонник достаточно жесткой регуляторики, когда государство задает стратегические векторы развития, правила игры, а частные структуры решают определенные задачи. И бизнес самостоятельно выбирает сферы деятельности, в том числе с точки зрения глобальной специализации. Такая модель заслуживает внимания, но только как теория, которая возможна только в чистых, лабораторных условиях. На практике в ее идеальную структуру вмешиваются интересы отдельных людей, коллективов и целых стран. И тогда оказывается, что для достижения собственных интересов можно правила конкуренции нарушать, прикрываясь какими-нибудь благими целями (например, техническим регулированием или неценовыми барьерами) или в открытую вводя санкции по надуманным поводам. А это значит, что государству необходимо создавать экономическое ядро, которое обеспечит национальную безопасность. Несомненно, необходимо, чтобы государство выступало собственником стратегических предприятий, так как в этом случае ключевым фактором является не банальная коммерческая целесообразность, а обеспечение безопасности страны. Поэтому должна быть и система справедливого перераспределения добавленной стоимости. Хотим мы или нет, но приходится жить и развиваться в условиях пандемии, обострений международной обстановки, санкционного давления. Сейчас мы вынуждены на первое место ставить импортозамещение — товарное и технологическое. С точки зрения долгосрочных перспектив роль государства незаменима. 

Другой вопрос, что жесткой регуляторике и государственному участию должны быть подвержены только стратегические отрасли. Все сферы экономической деятельности регулировать практически невозможно, либо это потребует слишком больших ресурсов. Чем дальше сферы деятельности отстоят от базового ядра, тем менее нужно государственное влияние. На мой взгляд, инновационная деятельность должна функционировать в наиболее свободных условиях, чтобы администрирование не сдерживало творческое развитие. Особенно когда речь идет об инновациях мирового уровня. И не ограничивать, прямо или косвенно, новаторов в получении доходов от своих изобретений. Естественно, при условии добросовестной, четкой и прозрачной игры на высокотехнологичном рынке. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter