Жесткость стамбульского ковра

Сегодня в борьбу вступают вольники

Признаюсь, долго думал, с чего начать очередной репортаж с еще одного прошедшего дня чемпионата мира по борьбе в Стамбуле. Медалей он нам, увы, не принес, а вот терпящей полное фиаско сборной России (порадуемся за соседей) доставил удовольствие. Роман Власов поборол в финале турка Селчука Чеби и завоевал для своей команды первое и единственное «золото». Власов — молодой воспитанник Виктора Кузнецова, тренера, взрастившего Александра (теперь — Сан Саныча) Карелина, и ему (Власову) тоже прочат славу великого чемпиона. С этого и начну. С Сан Саныча, с которым посчастливилось пообщаться.


Это, конечно, глыба. Теперь понимаю, почему все, с кем приходилось разговаривать до этого и кто лично знает Карелина, рассказывали о нем с каким–то священным трепетом. Здесь сила Геракла и ум Столыпина, с ним чувствуешь себя ростком одуванчика рядом с дубом, но, видя перед глазами такой пример, хочется хотя бы попытаться достичь подобных высот. Я спрашивал его о многом и о разном, в том числе и о провале российской сборной, в частности, о поражении действующего чемпиона мира Амбако Вачадзе, в первой же схватке уступившего никому не известному хорватскому борцу. «Психология?» — не то чтобы сумничал, а просто предположил я. Сан Саныч ответил не в бровь, а в глаз. Словами Владимира Высоцкого:


«Главное дело, чтоб воля, говорит, была

к победе.

Воля волей, если сил невпроворот!

А я увлекся —

Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, —

и спекся.

Подвела меня — ведь я предупреждал! —

дыхалка.

Пробежал всего два круга и упал,

а жалко...»


Точнее не скажешь и на вопрос не ответишь. У Карелина, конечно, опыт. Сын ошибок трудных. Его, опыта, наверное, не хватило Тимофею Дейниченко и Александру Кикиневу. Но слова Высоцкого относятся в том числе и к ним. Они ко всем относятся, кто терпит поражение. А 5–е место Дейниченко и проигрыш Кикинева в третьем раунде — это, безусловно, поражение, ведь потенциал у парней гораздо выше и от них ждали медалей. И Карелин, к слову, тоже. «Ожидал, — говорит, — от белоруса большего. Не понял, почему у парня руки опустились». Тима в подтрибунке мне рассказал, говорит, «вторую ночь не сплю, все с турком борюсь за третье место». Хорошо мы пообщались. О том, что Олимпиаду никто не отменял и нынешняя неудача наверняка поспособствует тому, что к Лондону Тимофей подготовится так, что не надо будет пенять потом на психологию. Это уже дело чести. Воля волей, если сил невпроворот.


За Сашу Кикинева очень обидно. Он уступил казаху, тот потом проиграл в полуфинале турку, а турок в финале ничего не сумел противопоставить Власову. Для меня здесь предельно ясно только одно: Власов не увлекается психологией и не обращает внимания на то, с какой ноги встал или надел борцовку. Он просто работал. Много. Больше, чем остальные. Поэтому и победил.


Потом я спросил у Карелина, как он относится к женской борьбе, раз уж она взяла свое право на первенстве мира. Он отшутился: «Я отношусь к мужской борьбе». Я гоготнул и осекся, а Сан Саныч продолжил: «Вынужден констатировать, что сейчас у нас женские представители в мужских видах спорта демонстрируют больше желания и стремления побеждать, чем иные мужики. Это и игровые виды спорта, и зимние. И легкая атлетика. Женская борьба в этом ряду способна выйти на тот же уровень. Я не скажу, что она хуже или лучше, чем мужская, она просто другая. Ведь у женщины иной взгляд на многое. В том числе и на борьбу». Эти слова в комментариях не нуждаются.


В среду мы стартовали в малых весах — 48 и 52 кг. И пока нам здесь делать нечего. Это факт. Реальность. Рядом с Россией, Китаем, Японией и Азербайджаном мы карлики. Правда, есть надежда, что в ближайшей перспективе все изменится.


Об этом мне рассказывал, рисуя для наглядности шариковой ручкой на протокол–листе какие–то замысловатые графики, главный тренер нашей сборной Олег Рахлин. В нем сразу угадывается большой фанат своего дела, о борьбе он говорит не только с увлечением, создается полное ощущение, что она — дело всей его жизни. С учетом, что Олег Яковлевич уже умудрен сединами, можно сделать вывод, что знает он в своем деле немало.


— Женская борьба в мире развивается с такой динамикой, с таким взрывом, что диву даешься. Мы давно отстали. Спасибо Александру Медведю, что вообще начали развивать в стране этот вид. В сборной сейчас идет смена поколений. На чемпионат мира мы привезли в основном молодежь. Неоперившуюся, но зубастую.


Это действительно так. В Стамбуле разыгрываются лицензии в четырех из семи весовых категориях, и в трех из них за Беларусь борются 18–летние девчушки. Вчерашние школьницы. Стоит ли ждать от них побед на форуме, где, извините, на ковер выходят заматеревшие бабы? Ванесса Колодинская (48 кг) в среду проиграла быстро и по глупости. Потом уступила и Мария Иванова. Вчера боролись Залина Седакова (55 кг), Надежда Михалкова (59 кг), Анна Савеня (63 кг). Сегодня — очередь Ирины Цыркевич (67 кг) и Василисы Марзалюк (72 кг).


Сегодня же в борьбу вступают вольники. В весовой категории до 55 килограммов на ковер выйдет Владислав Андреев.


Каковы его шансы? Знаете, что на этот вопрос ответил Александр Александрович Карелин? Он сказал: «Борьба — это не лото и не карты. Здесь на шансах нельзя играть. Здесь нужно выходить и выигрывать».


Надеюсь, у Влада получится.


Стамбул.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter