Жесткая постель

Не надо «клевать» на дешевизну!
Не надо «клевать» на дешевизну!

Кто не любит получать подарки? Причем не от родственников и друзей, а, так сказать, от судьбы. Одну нашу читательницу–минчанку удача настигла в гипермаркете. Другого читателя — на выставке «Охотник–рыболов». Рекламный агент с характерной приклеенной улыбкой вручил обоим по «купону счастья», предложив поучаствовать в розыгрыше. В разное время и в разных местах наши герои заполнили анкету и буквально через пару дней оказались в числе избранных, кому светит поездка в Париж или Испанию на двоих! К радостному известию прилагалось еще и приглашение на бесплатный «ужин для взрослых» на 10 персон в ресторане, где счастливчику вручат золотую карточку финалиста. Причем не одну, а столько, сколько супружеских пар он с собой приведет. Что, безусловно, увеличивает шанс выиграть призы. Кроме увлекательного путешествия, в их числе — уникальная продукция немецкого концерна, появившаяся на отечественном рынке всего 10 месяцев назад. Словом, аттракцион невиданной щедрости. И с чего бы это? К сожалению, этот вопрос меньше всего склонны задавать участники игры. Ведь, как говорится, дареному коню... Зато он возник у корреспондентов «СБ», оказавшихся в числе приглашенных на званый ужин.

— Ночь! Вор забирается через окно в опочивальню к спящей женщине и душит ее подушкой! — нагнетал страсти молодой человек в элегантном костюме. Перед оратором возвышалась стопка фирменной продукции — шерстяные постельные принадлежности. Завороженные слушатели следили за ходом детективного сюжета.

— Так вот, — неожиданно заключил рассказчик, — будь у несчастной под головой наше изделие, прекрасно пропускающее воздух, ее жизнь была бы вне опасности.

Через 10 минут «обработки» стало абсолютно ясно: все присутствующие — участники рекламной игры — попались на один из множества хитроумных трюков, которые применяются в сетевом маркетинге...

Неладное заподозрили сразу, едва наша компания (тот самый счастливчик с выставки «Охотник–рыболов» Александр с супругой и мы с фотокором) переступила порог фойе одного из городских ресторанов. Тут уже топталось человек 20 приглашенных. Наконец нас попросили пройти. Но не в зал с официантами и сервировкой, а в небольшое помещение, напомнившее учебную аудиторию с составленными полукругом столами. А в роли преподавателя оказался менеджер фирмы — организатора розыгрыша. Часть гостей, облаченных в вечерние туалеты, ушла сразу. Остальные заняли предложенные места, решив все же дождаться финала.

По взмаху руки «лектора» девушка–ассистент изящно сняла покрывало со стопки шерстяных простынь и подушек. «Это ваша новая постель», — торжественно объявил «фокусник» тоном, не терпящим возражений.

И началась лекция, занявшая ровно два академических часа. «Человек проводит во сне треть жизни! А мы экономим на вещах, гарантирующих крепкий и здоровый сон», — взывал рассказчик к тонким струнам наших душ. Души откликались не все: некоторые дамы стали бросать грозные взгляды–молнии на своих кавалеров. Право, в пятницу, в шесть часов вечера хочется расслабиться после трудовой недели, под тихую музыку пригубить бокал красного вина...

Градус действительно повышался, но не в бокалах, а в импровизированной аудитории. Мы, наивные, и не подозреваем, какие опасности таит в себе пуховая перина да ватное одело. Аллергии, простуды, инфаркты — лишь малая толика бед, подстерегающих нас во сне. Панацея — чистая шерсть вместо ваты и пуха.

После небольшого перерыва, во время которого жертвам сетевиков предоставили возможность пережевать скромную порцию куриного филе и пропустить стаканчик сока, организаторы шоу пошли ва–банк: «1 миллион 895 тысяч (минус пятьсот тысяч по случаю презентации) и чудодейственный постельный комплект — ваш». Далее агитация за «здоровый образ жизни» продолжилась, только уже с каждой парой по отдельности.

— Да не нужно мне меховое одеяло, — отбивалась наша Татьяна от липучки–продавца.

— Не можете оплатить товар сразу, давайте в рассрочку, — рассыпался тот, предлагая поскорее заключать договор, иначе «всю жизнь будете кусать локти».

— А если, допустим, завтра я передумаю и захочу расторгнуть соглашение?

— Нет проблем. В этом случае вы нам должны всего лишь 15 процентов от суммы сделки. Да и с чего вам передумать? Дорого? Но ведь суперэффект того стоит!

Да уж, этакий пустячок — даришь непонятно кому и за что «всего лишь» 209 тысяч 250 рублей и нет проблем? Но проверку на устойчивость психики выдержали не все. Одна дама, подписавшая–таки предложенный контракт, опомнилась только за порогом ресторана, точно свежий воздух смахнул пелену с сознания. «Боже, — пробормотала она, не обращая ни на кого внимания. — Я купила постель за 700 долларов! Но ведь простыня из овчины абсолютно белая, ее нужно будет часто стирать, а у меня в квартире даже нет балкона, чтобы ее сушить...»

Вместо комментария

По Указу Президента от 30 января 2003 года N 51 ни одна рекламная игра в стране не может начаться, если прежде не будет тщательно проверена на предмет достоверности формирования призового фонда, корректности правил и т.д. и не получит специального свидетельства, выдаваемого Минторгом. Как мы и ожидали, компания, на званом ужине которой мы случайно побывали, работает совершенно легально, предлагаемые одеяла и подушки также сертифицированы и прошли гигиеническую регистрацию. Все чинно и законно. Есть, правда, один нюанс. Призовой фонд заявленной игры составляет всего 14 миллионов рублей. Если сопоставить эту цифру со стоимостью одного комплекта, легко убедиться в том, что счастливчиков–призеров будет немного.

— Ужин с презентацией продукции? — переспрашивает Алена Бурда, консультант управления по защите прав потребителей и контроля за рекламой Минторга. — Ничего подобного в правилах данной игры нет. Золотые карточки должны вручать финалистам в офисе предприятия. Финальный розыгрыш состоится в конце декабря.

— Безусловно, — дополняет коллегу заместитель начальника управления Ольга Кравцова, — очень трудно заранее предусмотреть корректное поведение субъекта хозяйствования на рынке. Поэтому по окончании мероприятия регистрируются и собираются все поступившие жалобы. Деятельность названной вами компании мы также обязательно проверим. Если выяснится, что людям предоставляли недостоверную рекламную информацию, то есть приглашали на вечер в ресторан с десятью гостями, а в итоге два часа морочили голову презентацией продукции, организатору мероприятия грозит штраф от 20 до 50 базовых величин. Нарушения правил рекламной игры караются еще строже — от 50 до 500 базовых величин.

Кстати

В первом полугодии 2006 года состоялось 82 рекламные игры, выявлено 25 нарушений правил их проведения, стоившие организаторам 55,5 миллиона рублей. Самый крупный штраф предъявлен двум организаторам и составил он соответственно 12,5 и 13,5 миллиона рублей. Около десятка фирм «позабыли» зарегистрировать свои рекламные «розыгрыши».

Справка «СБ»

Рекламная игра, как утверждают специалисты, очень эффективный способ продвижения товара и его брэнда. Такого широкого развития, как в Украине, России, в Беларуси игры пока не получили. Сказывается сильная протекционистская политика государства, которое до сих пор лоббировало присутствие отечественной продукции в магазинах. Тем не менее количество рекламных игр, зарегистрированных с января по октябрь 2006 года, в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года — 166 против 102. До сих пор серьезных жалоб на некорректность поведения организаторов не было.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter