Жесткая посадка

Их, посадок этих,  было много. Громких, вызвавших немалый общественный резонанс, и тех, которые обозначались лишь короткими строчками информационных сообщений. Долгосрочных и не очень чтобы...

Их, посадок этих,  было много. Громких, вызвавших немалый общественный резонанс, и тех, которые обозначались лишь короткими строчками информационных сообщений. Долгосрочных и не очень чтобы. Впрочем, почему было, если есть они и сейчас, если процесс идет. Вот только собрался эти заметки писать, а в газете словно по заказу очередное сообщение. Гласящее, что к 9 годам лишения свободы приговорены руководители одного из предприятий Витебщины, которые за благоприятное для какой-то фирмы решение вопроса получили взятку в 80 тысяч долларов. Должны были получить еще девяносто тысяч, да  взяли добрых молодцев под белы ручки. И на посадку. На очень долгие года… Наказание даже за, скажем так, рядовую взятку отнюдь не маленькое, но в последнее время в уголовных делах фигурируют и судебными приговорами подтверждаются суммы прямо-таки фантастические, доходящие до миллиона долларов. 

Итак, речь пойдет о тех, кто берет, и тех, кто дает. Со вторыми, в принципе, все ясно. Давали, дают и давать будут. Потому что есть и, похоже, всегда будет, учитывая человеческую психологию, соблазн получить что-то нужное и необходимое побыстрее, подешевле, избежать всевозможных бюрократических проволочек в процессе получения и так далее. 

С первыми, берущими, сложнее. Кто берет, в принципе, понятно – те, кто имеет возможность повлиять на принятие какого-либо решения, доступ к ресурсам и так далее. Именно поэтому в немаленьком списке взяточников осужденных и тех, кто еще под следствием, милиционеры и судьи, чиновники всех рангов, «генералы» (генеральные директора крупнейших предприятий) и их замы, таможенники и пограничники… 

Зачем, спрашивается, они это делают? Тоже, кажется, все понятно – поживиться на дармовщинку, себе ни в чем не отказывать, детишкам на икришку деньжаток собрать. Логично, но только на первый взгляд. Ведь людей,  достигших в своей деятельности неких высот, дающих право принимать решения, откровенными глупцами не назовешь. И им ли не знать, что затевать возню с «барашками в бумажке» весьма чревато. Страна ведь небольшая, все, в том числе финансовые потоки, на виду, контролирующие, правоохранительные органы хлеб свой не зря едят. Ладно какой-то там «телемальчик» припал было к корытцу, так он молодой, еще глупый, жадный. Но убеленные сединами мужи просто не могут не понимать, что на посадку, кто раньше, кто позже, но пойдут обязательно. Причем для некоторых, учитывая возраст, болячки, отнюдь не санаторные условия многолетнего пребывания, дорога эта вполне может оказаться дорогой в один конец. Абсолютно глупо и нерационально, но так и случается, когда  хватательный рефлекс доминирует над врожденным инстинктом самосохранения. 

Призывать этих людей задуматься, одуматься, так больше не делать, то же самое, что «пугай па вадзе» хлестать. Значит, нужно сделать так, чтобы они вообще на определенные должности и посты, в принципе, попасть не могли. А если попадают, то, получается, имеют место быть ошибки в подборе и расстановке кадров? Имеют, наверное. Но, если не говорить об откровенном протекционизме, что, мне кажется, случается не часто, смотрите, что иной раз получается на деле. Довелось как-то  беседовать с тогдашним заместителем председателя Минского облисполкома Казеко. Он, помнится, говорил правильные и умные слова о том, что нужно повышать мотивацию к труду, платить людям за конкретный результат и так далее, а буквально через несколько дней после этого был назван взяточником. Таможеннику Дмитриеву, помню, тоже было очень обидно за державу, чью мощь наши отдыхающие подрывают огромным количеством бесконтрольно ввозимых овощей и фруктов. А потом читаю, что радетель этот хапнул столько, что впору за голову взяться. Судью Дашука, у которого проходил ответчиком по иску о защите чести и достоинства, так грамотно, компетентно, в точном соответствии с законом разобрал все ошибки в моей злосчастной газетной статье, я, хотя и проиграл дело и вынужден был возмещать материальный ущерб из собственного кармана, честное слово, очень зауважал, но и он, увы, оказался взяточником. Это я к тому, что душа человеческая не анкетка чистенькая, в нее так просто не заглянешь. 

Процесс между тем идет. Правоохранители озвучивают все новые и новые факты взяточничества, в связи с ними звучат известные и не очень фамилии должностных лиц. Которых уже можно называть бывшими. Потому что они – взявшие. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter