Прогрессирующая невменяемость Польши заставляет мир искать решение кризиса беженцев без Варшавы

Жесть Посполитая

Прогрессирующая невменяемость Польши заставляет мировых политиков и СМИ самим искать решение проблемы беженцев на польской границе

Состоявшийся в понедельник вечером телефонный разговор Президента Беларуси Александра Лукашенко и и. о. канцлера Германии Ангелы Меркель заставил без того бесчинствующую Варшаву окончательно потерять человеческое лицо. К полудню вторника ситуация на польской границе обострилась настолько, что в доведенных до отчаяния беженцев полетели «посполитые» светошумовые гранаты и струи слезоточивого газа. Кроме того, поляки из водометов на холоде поливали людей некоей химической жидкостью, вызывающей жжение, а также ледяной водой. Тем временем мир активно обсуждает варианты разрешения ситуации с беженцами на польской границе.


Вариант первый: хладнокровный

Французский политик Джулиан О’Делл заявил, что беженцев, застрявших на польской границе, необходимо оставить за колючей проволокой умирать от холода. По его мнению, Евросоюз не должен открывать для них границы. «Их нельзя пускать, большинство из них опасны», — заявил О’Делл журналистам. Представитель прессы переспросил: «Разве мы позволим им умереть от мороза?», на что этот либерал и демократ (кто бы сомневался!) сказал: «В противном случае нас ждет нашествие мигрантов».

«Европейские страны поддались на провокацию, рассматривая мигрантов как врагов, которых необходимо победить и уничтожить», — констатирует выходящая в Великобритании арабская газета Al-Quds. При этом радикалы переходят и от слов к делу. Как заметил на днях в своем Telegram-канале политолог Алексей Дзермант, возле границы рыскают группы польских националистов, нацеленных на отлов и избиение беженцев. Аналитик считает, что:

— Меркель своим звонком Лукашенко показала, кто реально главный в Европе, кто еще хоть как-то способен решать проблемы. Евробюрократия — политические импотенты, поляки — неадекватные ксенофобы.
Словно в подтверждение тому упоминавшийся нами в прошлом номере бывший командующий сухопутными войсками Польши генерал Вальдемар Скшипчак нарисовал на страницах газеты Do Rzeczy план будущей победоносной военной кампании Варшавы: «Если война начнется без поддержки Путина, три дня — и Беларусь будет нашей». К счастью, аудитория газеты оказалась адекватнее горе-генерала с лампасами вместо извилин. Комментарии читателей говорят сами за себя: «Он так всерьез или Бонда пересмотрел?», «Психически нездоровый якобы польский генерал. За такие провокационные заявления этого человека следует лишить генеральского звания», «Что этот солдафон несет? Он белены объелся?», «Надеюсь, такую военную риторику не услышат в Минске и Москве».
Впрочем, после случившегося вчера на польской границе не остается сомнений: вслед за применением газа и отравляющей химии «бравые жолнеры» вполне могут взяться и за боевое оружие. Логика развития событий показывает: идет все именно к этому.

Вариант второй: деловой

Иного рода рассуждения опубликовал в польской газете Interia журналист Роберт Валенчак. «Во всех этих продолжающихся уже много месяцев событиях обращают на себя внимание две вещи, — пишет он. — Во-первых, власть сумела втянуть миллионы поляков в игру «не пропустим беженцев». Во-вторых, она не хочет ее заканчивать».

Журналист рассматривает ситуацию исключительно в плоскости рациональной геополитики: «Если Евросоюз платит Турции три миллиарда евро за то, чтобы она придержала беженцев, почему бы не заплатить Лукашенко? Давайте прикинем: ограждение на границе должно обойтись Польше в 1,6 миллиарда злотых. За 20 процентов стоимости возведения забора Лукашенко охранял бы нам границу в лучшем виде. Это неэтично? А наблюдать, как люди умирают от холода в лесах, этично?»
Беларусь завернула в течение осени уже около 5 тысяч нелегальных мигрантов — об этом иностранные СМИ предпочли не вспоминать...
Зато в защиту беженцев вновь выступил Папа Римский Франциск, подчеркнувший, что строительство стен от них представляет собой возврат в прошлое. Понтифик назвал беженцев «лицом надежды», в том числе благодаря «мужеству в преодолении трудностей, которые многим могут показаться непреодолимыми».
И с этим сложно не согласиться. Практически все беженцы на польской границе говорят о том, что готовы умереть здесь, но не возвращаться в свои гнезда, грубо разбросанные «цивилизованным миром».

Вариант третий: компромиссный

Его предлагает еще одна польская газета — wPolityce. Во-первых, отмечает издание, Запад начинает переговоры с Лукашенко, то есть признает законность его власти. Во-вторых, темой переговоров становятся реадмиссия и, возможно, визовая политика Минска в широком смысле, а также перспектива создания лагерей для беженцев и их финансирования.

В тот же день в эфире радио ­Би-би-си литовский президент Гитанас Науседа, говоря о позиции Евросоюза, отметил:

— Думаю, что есть возможности разрешить кризис, обратившись и к господину Александру Лукашенко, как только что сделала Ангела Меркель.
Чуть ранее советник президента Литвы Аста Скайсгирите, говоря об антибелорусских санкциях, заметила:

— Помогает ли это разрешить ситуацию? Нет, это не помогает разрешить ситуацию, до сих пор не помогло разрешить, поэтому мы должны смотреть на другие средства, которые есть в нашем арсенале.

Однако wPolityce призывает раздающиеся все чаще предложения принять помощь со стороны — от международных структур, включая ЕС и ­НАТО, — не рассматривать. «Какой сигнал подало бы польское руководство нашим союзникам и противникам, если бы к ним прислушалось? Оно бы показало, что Польша — слабое государство, которое не может справиться с серьезным, но все же локальным граничным кризисом, — считает газета. — Показав, что мы нуждаемся в помощи, мы заставим союзников задуматься, могут ли они на нас полагаться. Такого рода размышления в западных столицах лишь закрепят образ Польши как «ахиллесовой пяты», страны, не способной сдержать напор с Востока, что подстегнет процесс поиска выхода из кризиса без нашего участия и в ущерб нам».

Вариант четвертый: ООНовский

Впрочем, процесс этот уже запущен. Тем более имеется вариант, при котором позицию Варшавы можно не учитывать вовсе. Содействовать разрешению кризиса на польской границе способно Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (­УВКБ), которое на основании своего же устава 1950 года может самостоятельно определить статус беженца, не дожидаясь одобрения Польши, — и обязать ее пропустить людей туда, куда их так настойчиво приглашали.
Причем признание статуса беженца может получить сразу группа людей, поскольку индивидуальное рассмотрение их заявлений является нецелесообразным.

Когда верстался номер

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей вчера по телефону обсудил ситуацию на границе Беларуси и ЕС с заместителем председателя Европейской комиссии, высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем. Владимир Макей довел до собеседника информацию по ужесточению миграционного режима в Беларуси. Отдельно акцентировал серьезные усилия белорусской стороны по обеспечению мигрантов гуманитарной помощью, в том числе во взаимодействии с общественными и международными организациями, включая Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международную организацию по миграции, Международный детский фонд, Белорусское общество Красного Креста и Полумесяца и другие. Министр подтвердил нацеленность Беларуси на совместный поиск путей решения имеющихся проблем, включая скорейшее урегулирование миграционного кризиса. При этом подчеркнута принципиальная позиция белорусской стороны о неприемлемости санкций как инструмента политики в отношении суверенного и независимого государства. Стороны условились о продолжении контактов по линии Беларусь — ЕС.

КОММЕНТАРИИ

Алексей Авдонин, аналитик ­БИСИ (в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Для коллективного Запада и заокеанского центра принятия решений разговор Лукашенко и Меркель не был выгоден. Все ориентированы на то, что диалог и риторика должны выстраиваться с польскими властями или странами Балтии. Но мы видим, что решение по беженцам принимается без них, а также что Польша и страны Балтии фактически утвердили свой статус лимитрофного государства, решение за которых принимают за океаном. В отношении беженцев Польша действовала, нарушая Женевскую конвенцию и другие международные соглашения. Она могла делать это, ссылаясь на поддержку со стороны старшего брата — США и в целом англосаксонского мира. Именно они давали надежду польскому руководству и странам Балтии, что их поддержат, что никакого давления со стороны Брюсселя не будет. Мы могли наблюдать, как Польша саботировала те или иные решения. Они ориентированы на подрыв Евросоюза. Ключевые страны ЕС — Германия, Италия и Франция — не заинтересованы, чтобы государство, которое всегда было на дотациях, разрушило наработки и усилия важных и весомых исторических фигур.

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук:

— Состоявшийся 15 ноября телефонный разговор Президента Александра Лукашенко и фрау Меркель создал новую диспозицию европейской политики. С точки зрения политтехнологий эффект кобры сыграл злую шутку с европейскими политиками. Сам звонок — это своего рода символ безвыходности Запада и скрытая надежда на сильные позиции Александра Лукашенко как национального лидера и геополитического игрока.

Системностью и комплексностью видения проблемы кризиса беженцев, пошаговостью и выдержанностью, позволившими не перегреть политический ландшафт, Глава государства смог не только обуздать некоторый авантюрный пыл западноевропейских лидеров, но и раскрыть истинное лицо польского руководства.

Анатолий Глаз, пресс-секретарь МИД Беларуси (отвечая на вопрос телеканала «Россия 24» о провокациях на польской границе):

— Происходит прямая, вызывающая провокация пограничных инцидентов с польской стороны. Спецсредства применяются по территории Беларуси. Беззащитных людей травят газом и глушат светошумовыми гранатами. Более того, у нас есть информация, что польские силовики уже начали даже бросать в людей камни. Есть пострадавшие. И это объективная реальность действий страны, которая продолжает учить своих соседей правильной демократии и уважению прав человека.

Что будет следующее — гуманитарный артиллерийский обстрел обездоленных женщин и детей на границе?

Нет смысла говорить о том, что такие действия прямо нарушают целый ряд международных и двусторонних норм и договоров. Сложно в принципе представить, как можно объяснить использование спецсредств по территории другого суверенного государства.

Поэтому с нашей стороны обязательно последует соответствующая официальная реакция. Мы инициируем расследование инцидента с привлечением международных организаций, так как все факты очевидны. Но мы не пойдем на поводу у этих провокаций. Мы заинтересованы в цивилизованном разрешении ситуации, в том числе с учетом интересов людей, постоянно это повторяем. И пока Польша поливает их из водомета, Беларусь каждодневно оказывает гуманитарную помощь.

АКЦЕНТ
В ООН осудили использование водометов против мигрантов на польской границе. Подобного применения силы к людям быть не должно, подчеркнули в организации.
 К СВЕДЕНИЮ

Пока польские каратели готовились атаковать беженцев у погранперехода «Брузги», в Польше тихенько похоронили одну из жертв. 19-летнего Ахмада аль-Хасана предали земле в Бохониках. Там находится одно из немногих в стране мусульманских кладбищ.


«Не умел плавать» — утверждаемая польскими медиа причина смерти беженца, утонувшего в реке Буг и похороненного в Польше на этой неделе. В реальности причина — неоказание помощи польской погранохраной. На сегодня польская сторона сообщает о смертях 11 беженцев (от переохлаждения, попадания в трясину и других причин).

КТО МНОЖИТ ФЕЙКИ?

♦ В польском информационном пространстве постоянно муссируется фейк о якобы недопуске белорусской стороной гуманитарной помощи беженцам, находящимся на границе. Абсолютная чушь: по информации Совета Республики, только на прошлой неделе им доставлено более 18,5 тонны продуктов питания, почти четыре тысячи единиц теплой одежды и одеял. Семь машин с помощью уже направила беженцам и еще 15 готовится отправить Федерация профсоюзов. Задействованы Белорусский Красный Крест, «Белая Русь» и множество иных организаций.

♦  Сказки о белорусских силовиках и «заградотрядах», удерживающих беженцев на границе, — один из наиболее мерзких фейков польской и оппозиционной пропаганды. 

♦  Беларусь свозит нелегальных беженцев со всего мира — очередная ложь Польши для ЕС. Около пяти тысяч нелегальных беженцев с начала сентября были удалены с территории Беларуси.

♦ Муссируемые среди еврочиновников фейки о том, что белорусский авиаперевозчик доставляет своими рейсами беженцев в Минск, опроверг гендиректор авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец:

— Еще раз повторяю, что «Белавиа» не перевозит беженцев в Республику Беларусь.

Игорь Чергинец привел статистику по пассажирам, которые в тот день — 16 ноября — прибыли или собираются прибыть в белорусскую столицу рейсами «Белавиа». Помимо граждан Беларуси и России, это были жители следующих стран:

— Азербайджана — 37, Грузии — 34, Бразилии — 12, Узбекистана — 7, Украины — 6, Казахстана, Армении — 5, Турции, Испании, Чехии — 4, Ирана, Ливана — 3, Италии, Великобритании, США, Молдовы, Швейцарии — 2, Бангладеш, Северной Македонии, Австралии, Хорватии, Израиля, Туркменистана, Польши, Франции, Португалии, Чили, Нидерландов.

♦ Ложь о том, что Беларусь якобы не пускает к беженцам представителей УВКБ ООН, опровергается самими представителями УВКБ и телерепортажами с места.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter