Вот показали спектакль Деклана Доннеллана «Мера за меру» по Шекспиру, поставленный им в театре им. Пушкина. Пустили пыль в глаза по полной программе нам, доверчивым: мол, Эдинбургский фестиваль, гастроли по Европе и США! Не проходите мимо! Александр Феклистов, что в дорогих сердцу «Сватах» играет одну из главных ролей! В итоге нервотрепка и переаншлаг в Центральном Доме офицеров, некоторым даже пришлось сбросить пару килограммов, чтобы попасть в зал. Только и слышалось со всех сторон: «Вас здесь не сидело!» И что же на выходе? Соизмерима ли вся эта суета с полученным эстетическим впечатлением? Отнюдь. На выходе имеем холодный, формалистический спектакль, к тому же морально устаревший. Стерильное сценическое пространство художника Ника Ормерода и такое же стерильное, отстраненное актерское исполнение. Длинноты, коими преисполнена постановка Доннеллана, уж никак не назовешь изящными. Если все постановки Деклана таковы, то мне с ним не по пути. У самих шекспироведы найдутся.
Вообще, большое дело, что твой бэкграунд совпал с бэкграундом режиссера. Вот мой старый (поговаривают, что он подумывает о пластической операции) армейский друг Вератила совершенно не въехал в постановку швейцарского режиссера Кристофа Марталера «Кинг сайз» и назвал ее издевательством над человеческой природой. Поначалу даже задумал куда–то там писать жалобу, но пораздумал и поостыл. Мне постановка с ее абсурдом и повторяющимися мотивами острой мизантропии пришлась по душе. Марталер — философ, его можно принимать или не принимать, но нестандартная режиссерская оптика швейцарца вызывает искреннее если не восхищение, то уважение.
Наворотил будь здоров и главный режиссер театра им. Ленсовета режиссер Юрий Бутусов в постановке «Город. Женитьба. Гоголь». Я–то, чистая душа, шел на Анну Ковальчук, звезду сериалов «Мастер и Маргарита», и любимого Сергея Мигицко, еще у Гайдая сыгравшего Хлестакова в фильме «Инкогнито из Петербурга», а попал просто на интеллектуальный шабаш. Других слов не подберу. Режиссер выясняет свои отношения с Петербургом, и совершенно попутно тут возникает история непутевого жениха Подколесина. Кроме Гоголя, звучат тексты Достоевского, Пушкина и Цветаевой. В 2015 году постановка получила сразу четыре премии «Золотой софит»: лучшие спектакль на большой сцене, работа режиссера, женская роль и актерский ансамбль.
Бутусов, спектакль которого «Добрый человек из Сезуана» был показан на одном из «Теартов», — мастер непредсказуемой ассоциативной режиссуры, сложной и многослойной. Все тут по–питерски благородно, никакой крамолы. И каждый фортель на своем месте. И хочется пить, петь, плакать на все лады от красоты и стройности режиссерской мысли. И никаких тебе прописных истин, все шатко и неустойчиво. Вот уж кто посрамил потуги Вератилы на интеллектуальное лидерство в театральном буфете по полной программе, так это Ю.Н.Бутусов. С нетерпением ждем от организаторов следующего фестиваля новых великолепных спектаклей и открытий. Нынешний форум оставил приятнейшее послевкусие.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия № 205 (25087). Вторник, 25 октября 2016