Женсоветы боролись с забобонами

Недавно мой знакомый в макулатуре обнаружил уникальные снимки
Недавно мой знакомый в макулатуре обнаружил уникальные снимки. По всей видимости, не стало их владельца, и родственники избавились от ненужных старых бумаг. На самом деле на этих снимках история Беларуси.





Как указано на одной карточке, это фото участниц первого окружного съезда работниц и крестьянок, друзей Советов Минского округа, который проходил 6—9 октября 1927 года. Почти 90 лет назад!

После Октябрьской революции важно было добиться поддержки женщинами Советской власти, восприятия ими коммунистической идеологии, вовлечения в практическую работу по построению социалистического общества. Для этого в 1918—1920 годах у нас создали специальные партийные органы — женотделы партийных комитетов.

А основным средством политической социализации женщин, идеологического воздействия на них и включения в практическую деятельность в 20-х — начале 30-х годов стали выборные делегатские собрания работниц, крестьянок, а также жен рабочих. Это были постоянно действующие институты, которые имели определенный состав и периодичность в работе. Организацией и контролем работы делегатских собраний занимались женотделы. Первые подобные съезды начали проводить в Беларуси еще в 1919 году, но они носили бессистемный характер.

Из 100 делегаток 60 должны были быть работницами, 20 — женами рабочих, 10 — кустарницами и 10 — служащими. Среди делегаток преобладала молодежь, как более восприимчивая к новой идеологии и стремившаяся к активной общественной деятельности. Кроме того, в начале 20-х годов мужья часто противились участию жен в общественной работе, и только с середины 20-х ситуация стала меняться.

Женщины обсуждали волнующие их вопросы. Например, программа 1926 года предусматривала семь бесед: «Женский труд и его охрана в СССР и капиталистических странах», «Что такое Советская власть», «Кому нужна вражда народов?»,  «Хозяйственное положение страны», «Задачи индустриализации страны», «Сельское хозяйство и промышленность», «Кооперация и торговля». Теоретические вопросы чередовались с практическими, в том числе связанными с женскими проблемами (о браке и семье, о здоровье матери, о снижении розничных цен и тому подобное). Обсуждения завершались принятием резолюций. Однако все это мало к чему обязывало. Например, резолюция могла быть такой: «Уцяплiць хлявы, сеяць тэхнiчныя культуры — лён, канаплю, выконваць саветы агранома, змагацца з забабонамi».

Но в начале 30-х годов система съездов работниц и крестьянок пришла в упадок. В 1930 году упразднили женотделы, которые их организовывали. К тому же повсеместная коллективизация разбудила оппозиционные настроения населения, а большинство женщин заботились скорее о том, как выжить и прокормить детей, чем об участии в делегатских собраниях.

Еще на одном снимке — делегаты 2-й конференции батрацко-бедняцких групп в Койданово. Возможно, такие конференции — это часть работы партийных органов по коллективизации. При сельских Советах, комитетах крестьянской взаимопомощи, кооперативных организациях создавались группы бедноты. В мае 1930 года в Беларуси было более 2 тысяч таких групп, объединявших 33 тысячи батраков, бедняков и малоимущих крестьян. Ускорилось создание коллективных хозяйств. В первой половине 1929 года в Беларуси насчитывалось 1013 колхозов, объединявших 10,5 тысячи крестьянских дворов и 40,5 тысячи гектаров пахотной земли.

Так что старые снимки могут рассказать очень многое.

Автор публикации: Наталья КАЗАК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter